English Deutsch
Новости
Мир антропологии

Интересные цитаты

07.05.2013
Можно ли отнести кроманьонцев к европеоидам? В.В.Бунак о связи древних рас с современными…
Сторонники мнения о негроидности гримальдийского типа сближают его или с современным южноафриканским (бушмено-готтентотским) или с западноафриканским (собственно негрским), но ни метрические признаки, ни общая конфигурация мозгового и лицевого отделов гримальдийского типа не подтверждают однородности сравниваемых краниологических вариантов. Некоторое сходство гримальдийцев с современными мела­незийцами мало показательно для установления их генетической свя­зи, так как современный меланезийский тип сложился сравнительно поздно и при участии нескольких различных антропологических элементов.
07.05.2013
Что писали об «эоантропе» в старых советских книгах (20-е, 30-е, 40-е годы)
От Редактора: В журналистских статьях, посвященных  знаменитой пилтдаунской фальшивке, встречаются рассуждения о том, что после находки в 1912 году, в течение 40 лет «серьезной критике находка не подвергалась», «все упорно считали окаменелость подлинной», «все монографии, учебники и энциклопедии объясняли читателю, какое важное место занимает пилтдаунский человек в эволюционной истории современного человека»  и т. д.  Ниже мы приводим несколько красноречивых цитат из старых советских книг. Выводы делайте сами.
06.05.2013
Патагонцы были великанами?
Со следующей локальной подгруппой дело обстоит значительно проще, и ее самостоятельное место вытекает из всех известных данных - так своеобразна она морфологически. Это патагонцы, арауканы и техуэльчи по этническому наименованию, конные охотники по хозяйственному укладу. Высокие, могучие, круглоголовые люди - они сразу отличаются от индейцев северных районов Южной Америки, это отличие бросается в глаза каждому, не только аптропологу. 
28.04.2013
…Первый канал требовал, чтобы я, во-первых, громил советскую науку и, во-вторых, не возражал против всякой лженауки.
20.04.2013
История антропологии по В.П.Алексееву. Всё началось с головного указателя…
Но XIX в. не только расширил границы антропологических исследований и позволил людям заглянуть в свое далекое прош­лое — он сделал антропологию точной наукой. Именно в сере­дине прошлого века были заложены основы той методики, которая применяется широко до сих пор. Началось все в 1844 г., когда известный шведский антрополог Андреас Ретциус начал измерять черепа. 
20.04.2013
Как индейцы попали в Америку? (представления XVI века)
По господствовавшим представлениям, почерпнутым из Библии, все люди вели свою родословную от Адама и Евы, и вторично — от праотца Ноя и других членов его семьи, оставшихся, как известно, в живых после потопа. В Ноевом ковчеге спаслись также животные и звери, «каждой твари по паре».  Библия  считалась   источником основополагающим.
Задача, следовательно, заключалась в том, чтобы выяснить, какие именно потомки Ноя добрались до двойного (это после путешествия Веррацано представлялось несомненным) материка, получившего в 1538 году общее название «Америка». И каким образом?
19.04.2013
Австралийские аборигены в школе: рассказ учителя
Дом был почти пуст: занавески, картины, статуэтки, посуда из буфета - все лежало в ящиках в ожидании отъезда. На ужин были огромные бифштексы с капустой, картофель, пудинг и фрук­ты, а после этого ароматный чай. Поужинав, мы расположились в удобных креслах и закурили, жена Джона сварила кофе. Я спросил, почему он вдруг так неожиданно решил уехать. И вот его рассказ.
15.04.2013
Три года назад коренные австралийцы получили одинаковые с европейцами гражданские права, в том числе и избирательное право. При этом возникло множество новых проблем, например проблема трудоустройства аборигенов. Раньше некоторые из них выполняли ручную работу за относительно небольшую плату, устанавливаемую обычно по договоренности с работодателем. Ко­гда австралийский федеральный парламент принял закон о пра­вах коренного населения, работодателям пришлось оплачивать труд аборигенов так же, как труд белых австралийцев (не мень­ше 45 австралийских долларов в неделю). 
15.04.2013
Женщины, получив по банке с лимонадом и по сигарете, садились на землю, скрестив ноги, и с удовольствием наблюдали за происходящим - для них это было хорошим развлечением. Ожидание их ничуть не раздра­жало, скорее наоборот - времени у них было достаточно. Сна­чала мы записывали имена и год рождения мужчин. Большин­ство аборигенов имеет два, а иногда и три имени: туземное имя (так называемое буш-нейм, или «имя в буше») и европейское имя, полученное от белых австралийцев. Имя аборигена обычно отражает (на языке соответствующего племени) определенное свойство обладателя. Так, одного старика, страдавшего в моло­дости лихорадкой, звали Мурр-Мурр, что на языке племени рембаранка означает «трясущийся».
12.04.2013
Как доктор Пабло Ортис приучал индейцев мыть руки
От Редактора: Наша читательница из Коста-Рики Елена Польстер прислала в редакцию портала интервью с доктором Пабло Ортисом. Доктор Пабло в течение 10 лет живет в районе Кото Брус, на границе с Панамой, где имеет дело с индейцами племени ньёбе, которых лечит и о которых всячески заботится. Публикуем несколько фрагментов интервью.
-  Хотя постройка жилья к медицине и не относится, но косвенно тоже влияет на здоровье людей.  И каковы результаты всех ваших хлопот?  Люди стали болеть меньше?
-  Нам бы этого хотелось, но выполнить все проекты оказалось гораздо труднее, чем распланировать, особенно что касается индейского населения.  Ведь индейцы живут в своем собственном мире.  Они не признают государственных границ, идут целыми семьями на уборку кофе в Коста-Рику из Панамы, а когда их просят показать документы, обижаются: «Мы здесь ходили тысячи лет, пока вы не придумали разделить нашу землю какими-то границами!»
Интересно

Мы не можем говорить более о причинности в каждом отдельном эксперименте. Имеет смысл говорить лишь о статистической причинности... С этим и связано основное отличие современной тенденции по сравнению с классической: в противоположность «прозрач­ности» классического мышления она ведет к «смутной» картине мира. Следует ли усматривать и этом поражение человеческого разума? Трудный вопрос. Как учёные, мы не располагаем свободой выбора. При всём желании невозможно описать для Вас мир таким, каким он Вам нравится».

И. Пригожин, И. Стенгерс, Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой, М., «Урсс», 2008 г., с. 259.

Catalog gominid Antropogenez.RU