English Deutsch
Новости
Мир антропологии

Иван Семьян «Аркаим настоящий и вымышленный»

Стенограмма доклада, прозвучавшего 28 января 2017 г. на форуме «Ученые против мифов-3». 

Александр Соколов:
Я сразу вам задам вопрос, попробуйте ответить на него. Правда ли, что когда при раскопках вы находите славяно-арийские руны, вы их сразу закапываете обратно?

Иван Семьян. Нет, конечно. Я их дома складываю, потом на день рождения дарю друзьям. Им нравится.

Друзья, здравствуйте. Я всех приветствую, очень рад здесь быть, очень рад выступать. Тема моего сегодняшнего доклада «Аркаим настоящий и вымышленный». Что такое, собственно, Аркаим? Очень многие люди в нашей стране, многие люди за рубежом об Аркаиме слышали как о некоем очень значительном памятнике бронзового века. В общеобразовательных учебниках во Франции, в Испании Аркаим даже упоминается в школьной программе. У нас, конечно, нет. Но все-таки в подробностях большинство людей мало что знает про этот памятник, поэтому сегодня я постараюсь об этом тоже рассказать.

Следует сказать, что рассуждать об Аркаиме вне контекста синташтинской археологической культуры (или синташтинского типа памятников) невозможно. Синташтинская культура – это уникальный комплекс памятников, археологических источников, находящийся на территории Южного Урала, частично Приуралье, Зауралье и Северный Казахстан. Его открыла в середине 70-х годов экспедиция Владимира Федоровича Генинга, советского археолога, и Геннадия Борисовича Здановича, который тогда был его учеником и является первооткрывателем Аркаима. Вообще я бы хотел выразить благодарность всем археологам, которые посвятили свою жизнь изучению синташтинской культуры – это мой научный руководитель Андрей Владимирович Епимахов, это Геннадий Борисович Зданович, Николай Борисович Виноградов, очень многие другие. Благодаря им и их труду мы с вами сегодня имеем возможность с удовольствием посмотреть самые интересные моменты, которые там есть.

Говоря о характеристике культуры, начнем с радиоуглеродной калиброванной датировки – это XXI-XVIII века до н.э. Удобно запоминать как XXI век, зеркальное отражение нашей действительности в нашей истории. География: Южный Урал и Северный Казахстан. Антропологический тип: исключительно европеоидный.

Александр Соколов: Славяне!

Конечно, как же… Палеоэтническая реконструкция показывает, что это индоевропейцы, совершенно точно это индоевропейский мир. Большинство исследователей считает, что это все-таки индоиранцы были, не разделившиеся еще. Вот здесь (на слайде) географическая зона, где показаны границы культуры. Здесь у нас более подробная карта Южного Зауралья с расположением укрепленных поселений синташтинской культуры – все они расположены на реках за исключением поселения Чекотай, которое находится на озере.

Синташтинская археологическая культура как источник – это 251 могильная яма, 51 из которых содержит выраженный военный контекст, очень военизированная культура. Это 33 поселенческих памятника, которые имеют какие-то следы синташтинской керамики. 25 укрепленных поселений. Общая характеристика культуры следующая: это курганные и грунтовые могильники, обряд трупоположения в деревянной камере (это очень сложный погребальный обряд, большое обилие металлического инвентаря, жертвоприношения животных). Это крупные укрепленные поселения, к которым относится Аркаим, с уникальными традициями фортификации и длинными домами (в смысле, традиционные индоевропейские длинные дома). Крайне высокоразвитая для того времени металлургия, которая сравнима с ближневосточной того же периода. Производство специализированного вооружения, развитое ювелирное дело, очень яркая керамическая традиция и развитая обработка камня.

Несколько слайдов – это фотографии середины 70-х годов, открытие эпонимного памятника, то есть самой Синташты, Синташтинский могильник. Вот вы видите принесенных в жертву и положенных к колеснице лошадей. Замечательные бронзовые копья, бронзовый топор – тесло с остатками кожаной оплетки, то есть сохранилась органика. Типичный для Синташты тип боевых топоров. Вот замечательный топор-тесло с сохранившимся тленом рукояти и оплетки. Совершенно изумительные каменные наконечники стрел, сделанные в технике струйчатой ретуши – это очень тщательная, кропотливая обработка камня. Ну и бронзовые наконечники стрел, которые появляются в Синташте. Они очень ранние, в это же время металлические наконечники только начинают появляться на Ближнем Востоке. Как вы думаете, а что это? Это след колеса со спицами, след синташтинского колесничного комплекса. В Синташте общепризнанно в мировой археологии древнейшие колесницы в Евразии и, возможно, самые древние в мире, то есть по датировкам могильник Кривое Озеро относится к XXI веку до н.э. Самая древняя колесница у нас. Колчанный набор, еще жертвоприношения, замечательный жертвенник из черепов и сосуда, костяные псалии (детали конской упряжи), женские руки с бронзовыми браслетами, очень красивая лепная керамика – только посмотрите на детали. Бусина из бирюзы. Это более свежие материалы, им несколько лет – копали археологи Логвин и Шевнина в Костанайской области в Северном Казахстане синташтинский могильник Халвай. Можете посмотреть – боевой топор с сохранившимся древком и кожаным шнуром. Копья тоже из Халвая. Топоры из нашего могильника Степное рядом с Челябинском.

А вот сделанная нашими коллегами из Франкфурта-на-Майне реконструкция одного из погребений Синташтинского могильника. Две погребальных камеры, скорее всего разновременные. Внизу колесница, вверху еще одно погребение с инвентарем. Находят костяные детали сложносоставных луков, выше погребальная тризна с принесенными в жертву животными. Затем еще один костер – следы прокала сохраняются. И затем насыпался курган.

Откуда же все-таки эти люди, индоевропейцы, пришли?

Александр Соколов: Из Гипербореи, наверное.

Ну, почти, почти… Большинство археологов-бронзовиков все-таки поддерживает гипотезу степной прародины индоевропейцев. Относится происхождение индоевропейцев к Северному Причерноморью, южнорусским степям. Связывают их с ямной культурой. Ямники, по мнению некоторых археологов, это уже индоиранцы, по мнению других – изначальные праиндоевропейцы. В 2015 году в журнале Nature вышла статья, где мой руководитель также активно поучаствовал, и из раскопок Андрея Владимировича Епимахова были использованы образцы геномов. Всего в статье 300 геномов из Европы, из Евразии, и относятся они к неолиту, меднокаменному веку, бронзовому веку – смогли проследить миграцию геномов. Так вот геномы из ямной культуры мигрируют в центральную и западную Европу, смешиваются с местным населением и затем из центральной Европы направляются на восток, как раз в район Синташты. Пришлый характер Синташты это подтверждает. Это же согласуется с нашими знаниями о распространении металлургии. Для Европы они прочно ассоциируются с расселением индоевропейских народов. Можете посмотреть: самостоятельные очаги металлургии это Алтай, Китай и Ближний Восток. Вот максимальный ареал бронзового века ко II тысячелетию до н.э., к которому относится и Синташта.

Антропологические реконструкции синташтинских людей – это конкретно аркаимцы из Большекараганского могильника возле Аркаима. Можете видеть здесь мужчину и женщину, они оба исключительно европеоидные.

Общие черты укрепленных поселений. Расположены они на притоках Урала и Тобола, как я уже сказал. Характерна замкнутая планировка оборонительных сооружений. Общее устройство жилищ по отношению к системе фортификации, то есть одна из стен примыкала к фортификационным стенам. Поселения делятся на круглоплановые – такие, как Аркаим, и прямоугольные в плане – такие, как, например, памятник Каменный Амбар (укрепленное поселение, где я несколько лет работал со своим руководителем и надеюсь, что мы там еще будем работать).

И всё-таки в чем же уникальность Аркаима? С археологической точки зрения это, конечно, сохранность: сохранность его материалов, сохранность его в ландшафте. То есть он сохраняется в рельефе очень хорошо, очень хорошо виден на аэрофотосъемке, на геосканировании. И, конечно, красивая геометрия. Но прежде всего это однослойность памятника. Дело в том, что на всех синташтинских крепостях после синташты жили последующие культуры, селились в этих же местах, как-то их перестраивали, использовали эти укрепления. На Аркаиме после синташтинцев не жил никто, в археологическом плане это очень удобно. Тем не менее, вот, посмотрите, другое поселение – Аландское, оно больше Аркаима и обладает значительно более внушительными укреплениями. Там рвы глубиной более трех метров, основание стен 8 метров толщиной. Вообще архитектурная традиция имела достаточно разный характер на разных поселениях. Например, Аландское и Каменный Амбар – это деревянный столбовой каркас, использование глиняных или саманных блоков и облицовка талькохлоритом или гранитом в зависимости от местности. Есть поселение Устье – оно исключительно срубное из городин, очень похоже на древнерусские крепости.  Аркаим грунтово-деревянный, но не имеет каменной облицовки.

Давайте посмотрим достаточно серьезную 3D-реконструкцию Аркаима, сделанную также нашими коллегами из Франкфурта-на-Майне. Он имеет два кольца стен, и в каждом кольце несколько больших длинных домов. На внешнем кольце домов 35, на внутреннем 25, дома эти очень большие, длиной по 8-10 метров.

И реконструкция другого поселения, где мы работали – Каменный Амбар. Он поменьше. В ландшафте, вот наш раскоп с данными сканирования местности, и сейчас будет привязка к геофизике, то есть неразрушающие методы исследования. Реконструкция на самом деле не очень свежая – на пустой части поселения также сейчас нашли жилищные впадины, там тоже были дома. Вот такое укрепленное поселение поскромнее по масштабам и по фортификации, но тоже со рвом, с валом, со стеной, с привратными конструкциями. Там, где были ворота, очень хорошо фиксируются какие-то мощные столбовые конструкции.

Теперь об истории открытия Аркаима. Аркаим открыли изначально по аэрофотосъемке 1957 года, в 87-ом открыли, начали исследовать, и это был обычный хоздоговор, то есть в Большекараганской долине, где находится Аркаим, хотели делать мощный сельскохозяйственный кластер. Хотели создать водохранилище, затапливать всю эту экосистему, и вот нашли такой памятник. Археологи стали его активно отстаивать. В чем были причины успеха? Ну, во-первых, перестройка, смена парадигмы – это главная причина, почему памятник удалось спасти. Отмена создания сельскохозяйственного кластера. Очень большая поддержка научного сообщества – Геннадий Борисович Зданович, мой первый учитель и первооткрыватель Аркаима, ездил к Пиотровскому, и Пиотровский выступил гарантом успеха всего этого дела. Поддержка различных общественных движений… Вот здесь как раз смена парадигмы сыграла далеко не лучшую роль, потому что движения были действительно самые разные.

Вот фото с аркаимского раскопа, это непосредственно археологи. 1991 год, Тамара Глоба приехала на Аркаим.

Александр Соколов: Я так понимаю, что именно с этого и началась вся эта вакханалия.

Потихонечку да, она стала развиваться. Но когда я собирал материал для этого выступления и для статьи, я разговаривал со всеми археологами, которые тогда работали на Аркаиме, и мне сказали следующее: они не могли представить, не могли подумать, спрогнозировать, что такое возможно. Что такое количество людей, которых интересует не история, не памятник, а эзотерика, может вообще существовать, во-первых. Во-вторых, что они все туда будут приезжать. То есть на тот момент это был совершенно новый опыт, никто не мог этого спрогнозировать, конечно.

Про Аркаим музейный. С самого начала прилагались огромные усилия, чтобы сделать Аркаим археопарком европейского типа, европейского уровня. Проводились археометаллургические эксперименты, то есть выплавлялась бронза из малахита и азурита. Лепилась посуда. Строились различные сооружения – вот реконструкция павильона сарматского погребального кургана Темир раннего железного века. Вот строительство жилищ эпохи энеолита. Здесь аркаимский дом, который до сего дня не достоял, к сожалению.

Наша организация АРХЕОС сотрудничает с европейской организацией парков открытой археологии EXARC, и у них на сайте представлена карта всех зарегистрированных парков. Мне приходилось работать в Европе, в том числе в археопарках, и мне хорошо известно, что европейские люди все-таки в меньшей степени подвержены влиянию фолк-хистори, чем люди Северной или Южной Америки, или из нашей страны. Это связано с тем, что с 50-х годов есть традиция возить школьников в эти археопарки, где все технологические процессы от и до показаны. Можете посмотреть, сколько этих парков за рубежом и у нас, но люди потихонечку ситуацию исправляют, надо сказать.

Музейное наследие Аркаима – такой вот замечательный музей, на втором этаже которого постоянная экспозиция, а на первом зал, где каждый сезон меняется экспозиция об актуальных находках. На самом раскопе тоже проходит музеефикация, вот жилища энеолита с внутренним интерьером. Вот план жилища, где можно посмотреть все элементы – печи, колодцы. Это реконструкция внутреннего убранства и архитектуры, музей древних производств. Это сарматский курган Темир, вот внутреннее его помещение. И многое другое, на самом деле: там есть этнографические памятники, перевезенная казачья усадьба XIX века, последняя в Зауралье ветряная мельница, парк погребальной культуры.

А теперь Аркаим лженаучный и эзотерический. Я бы условно выделил три группы лженаучных тем по поводу Аркаима:

  1. Аркаим – древний русский/славянский/славяно-арийский город/капище/обсерватория (примерно так)
  2. Аркаим – остаток доисторической сверхцивилизации (естественно)
  3. Аркаим – древний космопорт пришельцев (то есть они сели, отпечатали и улетели)

Давайте просто насладимся: вот это палеовулкан Огненный, геологическое образование, которое эзотерики называют по-разному. Кто-то Гора Предков, кто-то Лестница Богов, но чаще всего гора Шаманка. Неподалеку вы можете купить замечательные картины чакр, если у вас вдруг нету дома картины чакр. Различные гуру Аркаима на любой вкус. Не знаю, вам видно надпись на фото? «Преображаю человека в Бога с помощью науки», всё серьезно. Или «фото ауры». Причем фото ауры на солнцестояние может стоить 5 тысяч рублей, и люди платят. Фото ауры в палатке делается, всё солидно. Моаи острова Пасхи, пирамиды, жертвоприношения крестиками, рублями, тенге и конфетами на геодезический репер. Жертвоприношения людей – если геодезический репер не сработал, то можно так. А вот «энергетическая пирамида Гайкова». Я не до конца разобрался, кто такой этот Гайков, но пирамида интересная. Вот энергетическое что-то еще. Фестиваль кришнаитов, который там проходит каждый год, на этом фоне смотрится очень аутентично, потому что индуизм хотя бы косвенно можно с индоиранцами связать на фоне всего остального.

Различные буклеты. Очень много полиграфии высокого уровня продается, распространяется именно эзотериками. А вот сайт, давайте посмотрим, что тут есть: посещение Горы Предков (он же уступ Покаяния), посещение Горы Любви, Гора Аркаим (она же Лестница Богов), Гора Здоровья. Причем вся эта нео-топонимика укоренилась, и местные жители даже думают, что всегда так было.

Я говорил с заведующей музея, моей коллегой, хорошей подругой Марией Раилевной Рафиковой, ныне Макуровой. Она мне рассказала о тех шагах, которые предпринимают сотрудники музея, чтобы бороться. Во-первых, они ведут действительно очень хорошие экскурсии. Они сделали в этом году 3D-тур по Аркаиму, чтобы у людей была возможность посмотреть, что все-таки есть какие-то музеи, реконструкции – люди этого просто не знают в большинстве. И вот такая довольно остроумная вещь – рамки с информацией там, где чаще всего ходят эзотерики. Информация о том, что на самом деле представляет из себя эта территория в геологическом и археологическом плане.

Необходимые меры, которые нужно принимать, чтобы ситуацию исправлять:

  • создание наглядного и доступного научно-популярного контента (статьи, видео, образовательные фильмы, мероприятия – в том числе и то, на котором мы сейчас находимся)
  • работа с людьми (школы, вузы, туристы), то есть донесение информации до людей
  • проведение исторических фестивалей и интеграция в существующие формы событийного туризма
  • развитие археотуризма и палеотуризма

Коротко хочется показать, чем занимается наш проект АРХЕОС, мы как раз в этом направлении трудимся. В плане популяризации канал «Культура» пару лет назад снимал фильм про бронзовый век России. Там будет то ли серия, то ли сюжет, который должен выйти в феврале-марте этого года. Для него мы восстанавливали процесс аркаимского металлургического производства как раз в Музее древних производств. Из малахита и азурита мы выплавляли слитки меди, помогал мне как раз Владислав Геннадьевич Савин, профессиональный археометаллург, сооснователь нашего проекта. Без него бы это не получилось. Вот на фото расплавка металла, чтобы залить каменную форму, и вот у нас получился синташтинский наконечник. Бытовые сцены мы тоже воссоздавали. Благодаря нашим друзьям Алексею Воронову и Василию Учкину мы собрали модель колесницы, запрягали лошадей, ездили по степи, стреляли и изображали всячески активную деятельность. Очень неплохие образы у нас получилось сделать. Мы работаем с детьми, со школьниками, студентами вузов, есть у нас мастер-классы по литью. Вот такой хороший нож в этом году получился. А вот еще хороший пример: в нашем Государственном Историческом музее Южного Урала проходил конкурс-фестиваль исторического костюма. Конечно, в основном были люди в кринолинах, реконструкторов много было, ну и мы вот заявились с образами людей бронзового века. На фото Владислав, я и моя жена Мария. Женский костюм очень красивый в Синташте: сохранилась красная ткань, крашеная мореной красильной, сохранились накосники, кожаная обувь. На самом деле много источников.

Спасибо вам за внимание. 

Стенограмму подготовила Корнева Юлия

Отчет о Форуме "Ученые против мифов-3"

Видеозапись выступления:


Catalog gominid Antropogenez.RU