English Deutsch
Новости
Мир антропологии

60 ошибок Александра Невзорова: невежество и надуманность аргументов простительны?

« 1 2 3 4 »
А.Г. Невзоров.
						Источник: http://www.rg.ru/
А.Г. Невзоров.
Источник: http://www.rg.ru/

Цитата из книги А.Г.Невзорова 

Комментарий редакции 

Но речь, по эволюционным меркам, - явление совсем недавнее. «Возраст» речи (даже если брать по запредельному максимуму) не превышает двадцати пяти тысяч лет.

 

С. 167.

Светлана Бурлак, д.ф.н., известный лингвист, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН:

 

Откуда автор взял идею, что речь имеет возраст в 25 тысяч лет, – неясно. Анатомически современный человек существует более 100 тысяч лет, и у него уже были анатомические приспособления, которые хороши для речи, а в остальном весьма вредны. Откуда бы они взялись, как смогли бы закрепиться в ходе естественного отбора, если бы речи не было? И действительно, в 2012–2013 гг. было опубликовано сразу несколько статей, показывающих наличие речи у гейдельбергского человека и у неандертальца (аргументы в пользу этого публиковались и на портале Антропогенез.ру): 

  • Бурлак С.А. Время появления звучащей речи по данным антропологии // Вестник Московского университета. Серия 23. Антропология. 2012. № 3. — С. 109–119.
  • Dediu D., Levinson S.C. On the antiquity of language: the reinterpretation of Neandertal linguistic capacities and its consequences // Front Psychol. 2013; 4: 397. 
  • D’Anastasio R., Wroe S.,Tuniz C., Mancini L., Cesana D.T. Dreossi D., Ravichandiran M., Attard M., Parr W.C.H., Agur A., Capasso L. Micro-Biomechanics of the Kebara 2 Hyoid and Its Implications for Speech in Neanderthals // PLOSone December 18, 2013. DOI: 10.1371/journal.pone.0082261 

Но даже лошадь издает около 15 разноинтонированных звуков именуемых как «ржание», не говоря о еще десятке тоново-высотно различно окрашенных «гуканий» и храпов.


Любые другие высшие животные совершенно равны и обезьянам, и лошадям в мастерстве звукоиздавания, причем механизм по­дачи звуков идентичен обезьяньему (по принципу формирования и реализации фонем), что позволяет обоснованно предположить наличие Broca's area практически у всех высших животных.

 

С. 170.

 

Светлана Бурлак:

 

Зона Брока (вернее, не она сама, а участки, соответствующие ей по происхождению, как говорят биологи, гомологичные) много у кого есть, весь вопрос, чем этот участок мозга занимается. У человека эта зона отвечает за порождение управляемой сознанием речи (на самом деле, не только, но сейчас это неважно). У шимпанзе и у лошадей звуки не управляются сознательно; зона Брока выполняет у них иные функции. Те, кто пытался обучить обезьян звучащей речи, пишут, что «произвести звук в отсутствие подходящего эмоционального состояния — это для шимпанзе почти непосильная задача» (цит. по: Гудолл Дж. «Шимпанзе в природе: Поведение», М., 1992, стр. 140). Что делали области мозга, соответствующие зоне Брока, у ранних Homo или у архантропов, узнать невозможно: ископаемые останки позволяют до некоторой степени увидеть форму, но не функцию.

 

Да, издавать «разноинтонированные звуки» умеет не только лошадь, но и многие другие животные. Дело не в разнообразии звуков. Весь вопрос в том, что за информацию может получить тот, кто эти звуки услышит. Звуки, издаваемые лошадью (как правило, непроизвольно), сообщат потенциальному слушателю кое-что о самой лошади: например, что она молодая и сильная (или, наоборот, старая и слабая), чем-то напугана и т.п. А человеческие слова (произносимые произвольно, сознательно) сообщают тому, кто их слышит, о чём-то во внешнем мире – например, о лошадях, которых человек видит. 

Бедные креационисты бледнеют от мысли о маленьком дриопитеке dryopithecus proconsul major, чей крошечный пенис почти восемь миллионов лет назад дал жизнь сразу нескольким ветвям приматов.

 

С. 174.

 

Видимо, А.Невзоров имеет в виду Proconsul major, который сейчас вообще определяется как Ugandapithecus major.

 

Жил этот примат в раннем миоцене, т.е. не 8 миллионов лет назад, как пишет А.Невзоров, а 18-19 миллионов лет назад.

 

Нам неизвестно, откуда Невзоров узнал о размерах пениса Proconsul major, однако средний вес этого ископаемого примата оценивается в 60-90 кг, так что маленьким его назвать никак нельзя (см.: Walter Carl Hartwig. The Primate Fossil Record. Part of Cambridge Studies in Biological and Evolutionary Anthropology. 2008. p. 317).

 

А. Невзоров упорно пишет латинские названия родов животных с маленькой буквы, что говорит о незнакомстве с элементарными правилами зоологической номенклатуры.

Развитие технологий каменного века. Слева направо:
							- Олдованский чоппер. Дманиси. Южная Грузия (около 1,8 млн. л.н.)
							- Овальное рубило. Ранний ашель. Армения (примерно 1,0-1, 5 млн.л.н.)
							- Среднеашельское рубило. Армения (около 0,7-1,0 млн. л. н.)
Развитие технологий каменного века. Слева направо:
- Олдованский чоппер. Дманиси. Южная Грузия (около 1,8 млн. л.н.)
- Овальное рубило. Ранний ашель. Армения (примерно 1,0-1, 5 млн.л.н.)
- Среднеашельское рубило. Армения (около 0,7-1,0 млн. л. н.)

Рассмотрим каменные орудия.


Если сравнить «олдувайские»22 образцы оббитой гальки, сделанные примерно 2000000 лет назад, с гораздо более поздними ру­билами питекантропов и образцами «мустьерской» техники неан­дертальцев, то прогресс либо отсутствует вовсе, либо он есть, но незначителен.


Potius, он есть лишь настолько, чтобы заметить некоторые отличия, но не более. Принципиальных изменений ни в обработке кам­ня, ни в конструкции или форме орудий не происходит в течение всей, поистине космической по своей протяженности эпохи.


Два миллиона лет homo колошматит камнем по камню, чтобы придать ему некоторую приладистость к руке и несколько относительно острых граней, но в результате каждый раз получает крайне неудобный и малоэффективный инструмент.

 

Специализация орудий в течение всего палеолита не меняется, не расширяется, это всего 3-5 «типов» крайне примитивных орудий. Причем «типами» их назвать сложно, небольшая разница форм и сколов связана, вероятно, лишь с первоначальной формой и породой обколотого камня, но не является намеренной.

                     

C. 176-177.

 

 

Necessario notare, что то, что я написал выше о «кривой прозрачной фигурке с хвостиком», в полной мере относится не только к Леониду I или Эйнштейну, но и к тем людям, что на протяжении двух миллионов лет не могли научиться бить камнем по камню так, чтобы в результате получилась реально режущая грань.

 

С. 257.

А. Незворов не знает азов археологии.

 

В течение каменного века техника изготовления орудий менялась радикально и много раз.

 

Homo erectus – создатели ашельских индустрий – не просто «колошматили камнем по камню», а научились изготавливать стандартизированные орудия на основании крупных заготовок, причем достигли в этом высокого мастерства (см. здесь)

Появился разнообразный инвентарь – острия, скребла и т.д. Орудия становятся симметричными, форма – целесообразной (а отнюдь не случайной, как пытается представить дело Невзоров), обработка их – тщательной.

 

Леваллуазская техника изготовления орудий, появившаяся в середине ашеля, позволяла из одной заготовки (нуклеуса), специальным образом подготовленной, получить множество стандартных отщепов или пластин, из которых потом изготавливались орудия.

 

В среднем палеолите у неандертальцев технологии изготовления орудий на отщепах, отколотых от заготовки-нуклеуса, достигли высокого совершенства. Кроме того, появились техники изготовления орудий из кости и дерева.

 

Стоило бы предложить А.Невзорову попытаться самостоятельно изготовить мустьерский остроконечник, ашельское рубило или даже олдувайский чоппер... Опыт археологов-экспериментаторов говорит о том, что это занятие требует  серьезной подготовки.

 

Мнение А.Невзорова о «неэффективности» палеолитического каменного инвентаря говорит о плохом знании вопроса.

 

Эксперименты с олдувайскими чопперами, например, показали, что с помощью таких орудий можно за пару часов разделать слона.

Только в Ашельской культуре (а это всего 30000 лет назад) ассортимент расширяется до 5-15 типов, имеющих некоторые функциональные различия.

 

С. 177.

А. Невзоров всё перепутал.

 

Ашельская культура появляется более 1,7 миллиона лет назад, в эпоху ранних Homo ergaster. Возможно, автор перепутал ее с ориньяком.

 

Названия культур на русском языке пишутся с маленькой буквы. 

Ашельское ручное рубило из Сент-Ашеля (Франция). Фото предоставлено Е.В. Беляевой. По А. Невзорову, «крайне неудобный и малоэффективный инструмент»...
Ашельское ручное рубило из Сент-Ашеля (Франция). Фото предоставлено Е.В. Беляевой. По А. Невзорову, «крайне неудобный и малоэффективный инструмент»...

Тут уместен простой вопрос — а была ли потребность в этом усовершенствовании? Была ли та форма рубил ошибкой?


Лучшим ответом на этот вопрос будет сам факт состоявшегося в конце концов усовершенствования (исправления ошибки), примеры которого я привел в качестве образцов ашельской неолитической культуры.

 

С. 179.

А. Невзоров опять всё перепутал.

 

Ашель – относится к нижнему палеолиту,  его создатели – Homo ergaster.

 

Неолит следует за мезолитом, это совершенно другая эпоха, когда люди вполне современного типа уже занимались сельским хозяйством.

 

Неолит начался не ранее 11-12 тысяч лет назад, ашель же – 1,7 млн. лет назад. «Ашельский неолит» – нелепое сочетание, за которое выгоняют с зачета на 1-м курсе исторического факультета. 

Раковины с отверстиями (некоторые покрыты красителем) из пещер  Aviones и Anto'n (Испания, 50 тыс. л.н.) . Вероятно, использовались неандертальцами в качестве украшений.
							Источник: http://www.pnas.org/content/early/
							2010/01/06/0914088107.abstract
Раковины с отверстиями (некоторые покрыты красителем) из пещер Aviones и Anto'n (Испания, 50 тыс. л.н.) . Вероятно, использовались неандертальцами в качестве украшений.
Источник: http://www.pnas.org/content/early/
2010/01/06/0914088107.abstract

Самой «расхожей» из «тусклых» можно признать гипотезу социализации homo в процессе «совместной охоты». Второе место принадлежит известному утверждению Ф. Энгельса о роли некоего «труда».


Обе версии давно и прочно стали locus communis.


Но «почтенность» и обиходность данных версий лишь маскируют полное отсутствие всяких археологических доказательств «охотничьей» или «трудовой» деятельности homo erectus, вплоть до самого позднейшего периода, т.е. до той эпохи, которая обобщенно именуется «кроманьонской», и по самому строгому счету включает в себя лишь последние 15-20 тысяч лет истории homо. (По другим, более размытым оценкам, около 30 тысяч лет). Explico.


На данный момент археология свидетельствует, что ни один из раскопов «докроманьонских слоев» ни в одной части мира не обнаружил орудий, применимых для какой-либо охоты на какое-либо крупное животное или для реальной трудовой деятельности.


Все рубила, скребки (и прочий каменный инструментарий), известные на сегодняшний день науке, применимы, вероятно, только для «расковыривания» туш и являются простым компенсатором неполноценных когтей и зубов hоmо, не пригодных даже для разгрызания и разрывания падали.

 

С. 184-185.

Как уже говорилось выше, орудия, вполне применимые для активной охоты, известны начиная  как минимум с 400 тысяч лет назад (например, копья в Шеннингене и Лерингене).

 

Непонятно, что подразумевает Невзоров под «трудовой» деятельностью, если систематическое изготовление каменных орудий (практиковавшееся всеми Homo, начиная с хабилисов), по его мнению, не подпадает под это понятие.

 

«Кроманьонская эпоха» (видимо, имеется в виду верхний палеолит) начинается не менее 40 тысяч лет назад.

 

Между классическими Homo erectus и кроманьонцами (верхнепалеолитическими людьми) лежит несколько сотен тысяч лет…

 

Трасологический метод исследования и ряд других методов позволяют показать, что орудия неандертальцев использовались не только для «расковыривания туш», но и для обработки дерева, растирания красителей, проделывания отверстий в раковинах-подвесках, выделки кожи и т.д. (Soressi M. et al. Neandertals made the first specialized bone tools in Europe // PNAS, 2013, August 12; см. здесь).

Ridicule, но тут и генетика вынуждена отставить характерную для нее многозначительность, жонгляцию открытиями-однодневками и честно признать, что «вы наследуете не интеллект, а способность развить свой мозг до определенного уровня при благоприятных условиях» {Ridley М. Genome, 2008).


Да, для того чтобы иметь «хороший мозг», необходимо получить его хороший проект.

Этим проектом, собственно, и является шестая хромосома генома.

 

С. 188.

Светлана Боринская, к.б.н., известный генетик, ведущий научный сотрудник лаборатории анализа генома Института общей генетики им. Н.И.Вавилова:

 

Шестая хромосома, также как и все остальные, необходима для развития нормального организма и мозга в том числе. Почему А. Невзорову полюбилась именно она в качестве «проекта мозга», научно определить невозможно.

 

Инструкция по развитию мозга ни в одной отдельной хромосоме не содержится, что известно из школьного курса биологии. Для развития мозга необходимо иметь по паре всех хромосом. 

 

Изменение числа хромосом приводит к нарушениям развития, наиболее известным из которых является синдром Дауна. 

Но это лишь проектная документация, «инструкция по сборке», не более. Документация, которая будет пытаться диктовать анатомическое и физиологическое построение данного органа, возможно, предопределит его анатомическую нормальность или аномалию, но она не имеет никакого отношения к интеллекту.

 

С. 188-189.

С. Боринская: «Инструкция по сборке», которая содержится в геноме, действительно определяет формирование мозга и возможность выполнения положенных ему функций, в том числе обучения и интеллекта. Разумеется, «инструкция по сборке» имеет непосредственное отношение к тому, что интеллект будет иметь материальный субстрат, обеспечивающий его развитие. Конечно же, эта инструкция не предопределяет то, чему человек научится при жизни. Придется учиться ходить, говорить, держать ложку в руке, считать, писать, танцевать и т.д. Однако, если инструкция «плохая», то и способности к обучению будут ниже среднего именно по той причине, что анатомическое строение и физиологические особенности мозга отличаются от нормы.

 

Ergo, круг замкнулся.

 

Мы имели возможность убедиться, что анатомическое совершенство головного мозга или его анатомическая современность не гарантирует возникновение и функционирование интеллекта.

 

С. 196.

Интересно, кто из вменяемых авторов (начиная с Фридриха II в XIII веке) утверждал обратное…

 

То, что полноценный интеллект – явление не только биологическое, но социальное, и формируется лишь в результате взаимодействия человека с обществом – давно прописная истина. 

« 1 2 3 4 »

Catalog gominid Antropogenez.RU