О проекте "Антропогенез.РУ"
12.01.2012
Автор: С. Дробышевский

Зуб древнего Homo sapiens найден в Грузии

Каждая новая находка останков ископаемых людей пополняет наши представления о собственной истории. Бывают открытия эпохальные, вроде описания скелета ардипитека, бывают менее сенсационные. Сегодня речь идет о такой не очень впечатляющей, но важной находке.

Человеческий зуб из пещеры Бонди (слой V). Фото из обсуждаемой статьи

В первом номере нового 2012 года "Journal of Human Evolution" группа грузинских и французских археологов и антропологов опубликовала статью с описанием ещё одной палеоантропологической находки.

Коронка моляраКоренной зуб. К молярам относятся задние зубы верхней и нижней челюсти, служащие для пережёвывания пищи., вероятнее всего – молочного m2, была найдена в центральной Грузии в пещере Бонди. Датировка слоя Vb, в котором её нашли – 21,5-24,6 тыс.л.н. В этом же слое были обнаружены орудия верхнего палеолита. Древняя фауна оказалась практически идентичной современной, а климат времени отложения слоя Vb – холодным и сухим.

К сожалению, корни зуба оказались резорбированы, а коронка – сильно стёрта, так что анализ морфологии произвести проблематично. Но размеры оценить можно. Основные диаметры коронки оказались весьма небольшими, меньшими даже, чем в среднем у современных людей, не говоря уж о неандертальцах. Впрочем, и среди последних известны индивиды с такими же размерами зубов, что у нынеоткопанного обитателя Бонди.

Поскольку в более глубоких – VI и VII слоях (от Vb их отделяют ещё Vc и Vd) залегают отщепы, в форме которых археологи усмотрели среднепалеолитические черты, исследователи заподозрили, что тут могли наследить и неандертальцы. Потому они осторожно диагностировали зуб как принадлежащий Homo sp. На наш взгляд, осторожность излишняя, учитывая время формирования слоя Vb и его культуру. Кажется, никто ещё не претендовал на открытие неандертальцев с такой датировкой (кроме, конечно, горячих приверженцев снежного человека). Но чем плох ещё один кроманьонец? Ведь это бы получился древнейший Homo sapiens в Грузии! (Другая аналогичная находка на территории Грузии - фрагмент нижней челюсти  в Девис-Хврели - как минимум на 10 тысяч лет моложе).

Надеемся, грузинским археологам ещё улыбнётся удача – Дманиси тому залогом – и они порадуют нас целым скелетом кроманьонца.

• Tushabramishvili N., Pleurdeau D., Moncel M.-H., Agapishvili T., Vekua A., Bukhsianidze M., Maureille B., Muskhelishvili A., Mshvildadze M., Kapanadze N., Lordkipanidze D. Human remains from a new Upper Pleistocene sequence in Bondi Cave (Western Georgia) // Journal of Human Evolution, 2012, V.62, pp.179-185

О современной египетской археологии. Санкт-Петербург, 1 июня

"...в России наука не стоит на почве, на которой желательно было бы её видеть, что всюду примешиваются личные интересы, вопросы национальности отдельных личностей и т.д. К сожалению, прибавлю я, это всё верно не только в России, но и всюду. Самое лучшее, что "учёный" (т.е. такой, который действительно смотрит на науку, как на цель жизни, а не как на средство) может сделать, это идти вперёд своею дорогою, не обращая внимание на мнение толпы направо и налево! К сожалению, весьма многие из так называемых "учёных" относятся к науке, как к дойной корове, которая обязана снабжать их ежедневным продовольствием, что делает из учёных – ремесленников и иногда даже просто шарлатанов. В таком случае научная истина – дело второстепенной важности для таких господ (а их, к сожалению, много, наука, приносящая им больше грошей, – самая привлекательная; им приходится ухаживать за толпою и её вкусами..."  Н.Н. Миклухо-Маклай, 1881 г.