О проекте "Антропогенез.РУ"
14.02.2012
Автор: А. Соколов

Неандертальцы рисовали тюленей?

Новый год радует нас двумя вышедшими подряд статьями, посвященными неандертальскому изобразительному искусству.

2 наиболее крупных гематитовых фрагмента с участка С, Maastricht-Belv?d?re: Dz23-16 (слева) и Bv-894 (справа). Фото из обсуждаемой статьи в PNAS

Рис. 2. Участок C, квадрат Fz14, фрагмент охры Bv-894, 28 января 1982 г. Рядом – кремневая пластина. Фото из обсуждаемой статьи в PNAS

Рис. 3. Изображения «тюленей» из пещеры Нерха, Испания. Фото из обсуждаемой статьи в New Scientist

Карта: здесь, на юге Испании, находится система пещер Нерха. Источник: http://www.dailymail.co.uk/

Статья первая

Авторы статьи, опубликованной в январе в PNAS, изучают следы красной охры, обнаруженные на палеолитической стоянке Маастрихт-Бельведер  (Нидерланды).

Кстати, один из авторов этой публикации, профессор Лейденского университета Вил Рубрукс  уже знаком нашим Читателям по статье об использовании огня древними европейцами. Этот известный археолог недавно приезжал в Петербург и даже выступал с докладом в Голландском Институте.

Вообще-то, использование охры в среднем палеолите – не новость, таких находок сделано немало.

В Африке охра использовалась людьми уже более 100 тыс. лет назад (об этом говорят, например, находки в местонахождениях Каптурин в Кении, Бломбос Кэйв в ЮАР и т.п.). Ну, Африка – родина сапиенсов, а что неандертальцы? В Европе неандертальских стоянок, где найдена охра, более 40, но все они относятся к концу среднего палеолита – 60-40 тыс.л.н. Теперь же речь идет о находке гораздо более древней.

Раскопки в Маастрихт-Бельведер  велись с 80-х годов прошлого века. На этой стоянке обнаружены многочисленные орудия (в основном относящиеся к технике леваллуа), кости животных, раковины моллюсков, уголь. Датирование термолюминесцентным методом дало возраст 250 ± 20  тыс. лет, метод электрон-спин-резонанса дал близкие даты: 220 ± 40 тыс.л.н. Методом рацемизации аминокислот по раковинам моллюсков получены даже более древние даты, хотя метод этот считается не очень надежным.

Авторы пишут, что здесь жили неандертальцы, но если датировки верны, то это могли быть даже еще не совсем Homo neanderthalensis, а их непосредственные предки, какие-то поздние гейдельбергенсисы.

Здесь (на участке С) еще в 1981-1983 гг.  было найдено 15 маленьких кусочков красного материала (до 1 см в диаметре), но на эти находки  тогда не обратили особого внимания, и вновь занялись их изучением совсем недавно, с использованием самых современных методов. Анализ показал, что красный материал – это гематит (оксид железа Fe2O3, или красная охра).

В процессе раскопок было обследовано 8 участков  общей площадью более 1500 м2, но нигде, кроме участка С (и еще участка F, где в 1984 г. найдено 3 кусочка красного материала), следов охры не обнаружено.

Ближайшие месторождения гематита находятся в 40 км отсюда! Исследователи сделали вывод: охру принесли сюда люди.

Авторы предполагают, что охра использовалась в жидком виде, и маленькие кусочки гематита – это капли, брызги охры, которые разлетались во время работы. Чтобы проверить гипотезу, авторы провели следственный эксперимент – сами разбрызгали жидкую охру над почвой в месте раскопок.  Получившиеся следы очень похожи на те, что найдены в Маастрихт.

Итак, на участке С древние люди осуществляли какую-то загадочную «деятельность с использованием охры». Но что это за деятельность - не ясно... Конечно, хочется думать, что неандертальцы наносили на свои тела боевую раскраску. Но охру можно использовать и иначе, например, для дубления шкур или для защиты кожи от насекомых (в таком качестве ее применяют некоторые современные племена).

Статья вторая

Статья в New Scientist  от 10 февраля озаглавлена вообще сенсационно: «Первые пещерные рисунки неандертальцев открыты в Испании». Правда, это не «официальная» научная публикация, а популярный обзор  (видимо, полноценная статья не заставит себя долго ждать).

Итак, в испанских пещерах Нерха вблизи Малаги найдено 6 загадочных рисунков. По мнению Хосе Луиса Санчидриана, специалиста по древнейшему искусству из Университета Кордовы (Испания), перед нами изображения тюленей – хотя приведенное в статье фото оставляет место для интерпретаций…

Система пещер Нерха  была открыта в 1959 году. Здесь, между прочим, находится самый крупный в мире сталагмит, высотой в 32 метра.

Около рисунков обнаружены фрагменты древесного угля, радиоуглеродное датирование которого дало возраст между 43 500 и 42 300 годами.

Это существенно древней, чем широко известные наскальные рисунки из пещеры Шове на юго-востоке Франции (30–32 тыс. л.н.), считавшиеся самыми древними в мире.

Теперь остается подтвердить древность находок, получив датировки по пигменту, которым сделаны рисунки (ведь уголь и рисунки совсем не обязательно появились в пещере одновременно).

По мнению авторов публикации, если даты подтвердятся, то эти рисунки вполне могли быть оставлены неандертальцами, которые в Испании просуществовали до 37 тыс. лет назад.

Далее начинаются очень громкие заявления. «Это академическая бомба!» - восклицает  Санчидриан.  Это изменит наши представления о неандертальцах, и т.д. и т.п.

Комментарий научного редактора АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ Станислава Дробышевского:

Конечно, звучит здорово, только возникает ряд вопросов (думаю, у любого вдумчивого читателя). Во-первых, действительно ли рисунок имеет такую древность? Датирование  угля под рисунком может дать какую угодно цифру, но она имеет смысл, только когда слой с этим углём перекрывает сам рисунок - да и тут возможны варианты событий. Во-вторых, радиоуглеродное датирование в принципе мало надёжно для времён древнее 30-ти тысяч лет.  В-третьих, даже если датировка верна и относится в самом деле к рисункам, почему их создателями обязательно должны быть неандертальцы? В это же время сапиенсы засеяли Европу. В Пештера ку Оаз сапиенс имеет датировки 34-36-41-42 тыс.л.н., а в Кавалло и Кентской пещере вероятные сапиенсы имеют датировки 41,5-44,2 и 41,5-44,2 тыс.л.н. (смотрите про это новости на нашем портале). В Костёнках древнейший верхний палеолит датирован аж 45-52 тыс.л.н.! На других материках сапиенсы тоже появляются около 42 тысяч лет или даже раньше. Почему бы одной шайке было не забрести в Малагу и не порисовать там тюленей? Кстати, в-четвёртых! Если на рисунке действительно нарисованы тюлени (а это – тоже БОЛЬШОЙ вопрос), то это - лишний аргумент ПРОТИВ "неандертальской версии". Неандертальцы как-то не любили море. Хотя есть примеры, когда они ели дельфинов (в Заскальной в Крыму - аж за 30 км от моря), но вообще морепродукты не очень уважали. А вот сапиенсы - очень даже! Как зародились в Африке, так давай лопать устриц да тюленей. Есть даже гипотезы, предполагающие КЛЮЧЕВУЮ роль питания морепродуктами в развитии мозга современного человека. Лично я далёк от зацикливания на этой идее, но про неандертальцев никто не может сказать, что они любили суши и прочие морские салаты.

Так что рисунок хороший, датировка интригует, но хорошо бы получить более надёжную информацию. Кстати, "официальной" публикации о находке в Нерхе действительно пока нет - только релизы.

Во всех мыслимых и немыслимых смертных грехах обвиняет эволюционистов известный американский креационист Генри Моррис:

Расизм, экономический империализм, коммунизм, нацизм, половые извращения и распутство, воинствующий милитаризм, детоубийство, геноцид и прочее зло всячески поддерживалось той или иной группой людей, утверждавших, что поскольку их взгляды основаны на эволюции, то они "научны" и, следовательно, обязательно приведут к положительным результатам...