О проекте "Антропогенез.РУ"
07.02.2013
Автор: А. Соколов

Человек умелый против крокодила-людоеда…

Допустим, мы нашли скелет человека. Какова причина его смерти? Удар тяжелым предметом? Инфекционное заболевание? Атака хищника? Требуется настоящее детективное расследование. А если находке два миллиона лет? Большинство улик, скорее всего, уничтожено временем. Остается изучать сами кости, на которых мы видим некие отметины. Что это – следы зубов хищника, падальщика, каменных орудий? Или эти отметины образовались уже после того, как кость попала в отложения? Ответы на эти вопросы могут дать нам информацию не только о том, кого винить в доисторическом убийстве, но и о том, как функционировала древняя экосистема.

Современный крокодил в одном из опытов Джексона Ньяу. Фото из обсуждаемой статьи

Сверху слева– зуб крокодила (виден характерный вертикальный гребень). Справа – следы крокодильих зубов на кости - «раздвоенные метки». Внизу - кость ископаемой антилопы со следами крокодильих зубов. Фото из обсуждаемой статьи

Стопа хабилиса OH-8. Видны следы зубов на таранной кости. Фото из обсуждаемой статьи

Большая берцовая кость OH-35. Фото из обсуждаемой статьи

Крокодил нападает на бедного хабилиса… Источник: http://hodarinundu.deviantart.com/

Нижняя челюсть Crocodylus anthropophagus. Источник: http://en.wikipedia.org/

В Африке большие злые крокодилы
будут вас кусать, бить и обижать, -
не ходите, дети, в Африку гулять.

Корней Чуковский

Следы зубов на ископаемых костях – тема, которой много лет занимается танзанийский палеоантрополог Джексон Ньяу  (Jackson Njau). На научно-популярном сайте  Understanding Evolution опубликован любопытный обзор, посвященный исследованиям этого ученого.

А про крокодила забыли?

Когда Джексон Ньяу начинал свои изыскания, его в первую очередь интересовали следы, оставленные на костях древними гиенами, львами, леопардами, шакалами (важно научиться отличать их от следов каменных орудий). Однако, когда ученый углубился в эту область, то обратил внимание, что в списке тех, кто грыз косточки наших предков, почему-то проигнорирован другой страшный хищник, некогда обитавший в Олдувае – крокодил.

А ведь, судя по всему, крокодилы играли важную роль в экосистеме Олдувая. Во время олдувайских раскопок четой Лики было обнаружено множество костей и зубов этих рептилий. Анализ состава осадочных пород, останков растений и животных указывал на то, что здесь когда-то простиралось болото, а многие участки находились вблизи соляного озера.  В подобных местах нападения крокодила следовало бы опасаться даже больше, чем льва или леопарда. Поэтому Джексон решил исправить досадное недоразумение, из-за которого предыдущие исследователи (тщательно изучавшие следы зубов олдувайских хищников) обошли стороной крокодилов.

"Крокодилы обитают и охотятся в заболоченной местности, - рассуждал Джексон. - А это как раз тип среды, идеальный для захоронения останков. Именно в таких местах палеонтологи часто находят окаменелости. Кроме того, пресноводные водоемы привлекали множество обитателей засушливой саванны,  включая гоминидГоминиды в "классическом" смысле - семейство прямоходящих приматов, включающее людей и их ископаемых предшественников., которые приходили за водой, а также в поисках мяса, оставшегося после трапез хищников. И тут их поджидали крокодилы"…

Но сначала надо выяснить, как отличить следы крокодильих зубов от любых других отметин, обнаруживаемых на древних костях. Исследователь подошел к вопросу просто: отправился на крокодилью ферму в Танзании, и стал разглядывать кости коров и коз, съеденных нильскими крокодилами, сравнивая следы на них со следами зубов гиен, львов, собак, а также каменных орудий.

Оказывается, крокодилы ведут себя «за столом» совершенно не так, как хищные млекопитающие. Крокодил очень неряшлив. Напав на жертву и утопив ее, крокодил расчленяет добычу на крохотные части, вертя ее под водой, яростно встряхивая, ударяя  о камни, ломая при этом кости жертвы. Часто в таком пиршестве участвуют двое или больше крокодилов, тянущих добычу в разные стороны. Поскольку у крокодилов маленькие желудки (а также в силу их яростного характера), крупные части тела жертвы нередко отлетают в сторону почти нетронутыми.

Крокодилий почерк…

Джексон постарался выделить особенности, отличающие следы крокодильих зубов от любых других. Крокодилий зуб  - конической формы, с двумя острыми гребнями. Такие зубы могут оставлять характерные борозды, с полукруглым углублением в центре – так называемые "раздвоенные метки" (bisected marks). Подобные следы не встречаются ни у какого другого хищника. Еще один автограф крокодила - изогнутые царапины,  «крючки» (hook-scores). К сожалению, далеко не все крокодильи отметины на костях возможно идентифицировать. Нередко следы, оставленные крокодилом – глубокие царапины или полукруглые углубления – практически неотличимы от отметин, сделанных каменными орудиями гоминид!

Кстати, напомним, что некоторые скептики именно так интерпретировали отметины на костях в Дикике, объявленные древнейшими следами каменных орудий – возрастом 3 с половиной миллиона лет (cм. нашу новость).  Возможно, австралопитеки ни при чем, и во всем виноват крокодил?

Нашлись и другие подсказки, указывающие на крокодилов. Плотоядные млекопитающие обычно обгладывают кости, чего крокодилы никогда не делают. Кроме того, после трапезы крокодила часто остаются целыми длинные кости конечностей, иногда всё еще соединенные с другими костями. В отличие от крокодилов, хищные млекопитающие (и, кстати, гоминиды) нередко разламывают кости, пытаясь добраться до костного мозга, и оставляют после себя только обломки.

Итак,  крокодильи признаки:

• раздвоенные метки,
  • метки-«крючки»,
  • отсутствие следов обгладавания,
  • наличие целых, несломанных костей.

Отдельная проверка (анализ поведения диких крокодилов в Национальном парке Серенгети) подтвердила, что данный набор действительно позволяет отличить этих плотоядных рептилий от других хищников или падальщиков.

От современных костей к костям ископаемым

Теперь Джексон перешел к анализу находок из Олдувая. Среди древних костей с явными следами зубов гиен или львов нашлись и кандидаты на роль объедков с крокодильего стола. Например, большая берцовая кость антилопы – целая, с множеством раздвоенных меток, и к тому же найденная рядом с зубами древнего крокодила, на участке, где когда-то было доисторическое болото. Более надежным свидетельством того, что тут приложил лапу крокодил, была бы, наверное, только находка костей антилопы прямо в крокодильей пасти!

А ведь это наводит на интересные мысли. Многие палеоантропологи считали, что целые кости антилоп и других животных, с характерными отметинами, которые можно принять за следы орудий – результат деятельности древних людей (хотя обычно человек оставлял после себя не целые кости, а обломки). Конечно, можно объяснить это так: гоминиды боялись нападения хищников, поэтому так спешили, что не стали разламывать кости. Но не проще ли представить, что тут поработал крокодил?

Еще более интересный вопрос – нападали ли крокодилы на самих гоминидГоминиды в "классическом" смысле - семейство прямоходящих приматов, включающее людей и их ископаемых предшественников.?

Следы зубов обнаружены на многих костях древних людей, в том числе на знаменитых останках Homo  habilis из Олдувая, найденных Луисом Лики.  Еще в 1990 году австралийские палеонтологи Су Соломон и Иэн Дэвидсон предположили, что отметины на черепе H. habilis  OH 7 появились в результате атаки крокодила. Джексон, отталкиваясь от собственных наблюдений, отнесся к такой гипотезе с сомнением. Отметки на черепе широкие и мелкие, скорее подошли бы леопарду, чем крокодилу. Другое дело – стопа хабилиса OH 8 (участок FLK NN 3), всего в 100 метрах от которой был найден фрагментарный скелет крокодила. На таранной кости OH 8 видны четкие следы крокодильих зубов. Кстати, в 80-е годы прошлого века американец Рэнди Сусмен изучал те же самые окаменелости, сравнивая стопу H. habilis с большой берцовой костью гоминида OH 35, найденной на соседнем участке (FLK 22). Поскольку все кости относились к левой конечности, а также подходили друг другу по размеру и форме, Сусман предположил, что обе находки принадлежали одному индивиду.

Джексон понял, что версия «крокодильей атаки» тут весьма кстати: если это кости одного человека - не может быть, чтобы крокодил схватил жертву за стопу, но не зацепил при этом большой берцовой кости! Надо искать на ней соответствующие отметины.

Большая берцовая кость находилась в Национальном музее Кении, в Найроби. На ней действительно обнаружились метки, сходные  с крокодильими (хотя ряд отметин походил скорее на следы зубов леопарда). Казалось бы, подтверждается гипотеза Сусмана.

Однако внимательное изучение стратиграфии поставило на гипотезе крест: кости стопы и большая берцовая найдены на расстоянии в 200 метров,  при этом стопа находится в более древнем слое - на  8-12 тысяч лет старше. Так что речь может идти о  нападениях крокодилов на двух разных людей.

Видимо, хватать за левую ногу – фирменный стиль олдувайских крокодилов?

Кстати, по мнению специалистов, крокодилы, напавшие на этих несчастных, были молодыми, небольших размеров. Судя по существующим оценкам роста и веса хабилисов (которых, скажем так, нельзя назвать великанами), взрослый крокодил слопал бы беднягу целиком, не оставив нам никаких следов!

Эта история снова позволяет задуматься:

Как жилось человеку в Олдувае?

Джексон рассуждает:  "У нас есть два разных хабилиса, которых крокодил хватал за левую ногу.  На берцовой кости имеются и следы зубов леопарда. Так что бедный парень, возможно, был пойман леопардом, а затем его схватил и потащил в воду крокодил. Или, быть может, наоборот, крокодил поедал парня, а леопард подбежал и схватил его за ногу. Плюс к этому, у нас есть фрагмент черепа и челюсть со следами зубов леопарда. Здесь гоминидам было бы очень опасно жить".

Участки Олдувая, где найдены останки гоминид и каменные орудия, находились в болотистой местности, привлекавшей множество хищников. Подходит ли такое место, как считают многие антропологи, для длительной стоянки группы ранних гоминид, в течение многих дней или недель? Джексон Ньяу сомневается: "Если бы Вы были там, вы бы стали разбивать лагерь на берегу озера, кишащего крокодилами и гиппопотамами? Или всё-таки лучше в отдалении, за деревьями, где безопасней — но на таком расстоянии, чтобы было несложно сходить к водоему и вернуться?" Кажется более вероятным, что хабилисы не жили постоянно на этих участках, но регулярно приходили за пресной водой и за пищей (растениями, останками трапез хищников), а затем возвращались на основную базу (пока еще не найденную…)

Исследования, проводимые группой Джексона Ньяу в Олдувае, позволили описать новый вид ископаемого крокодила, жившего 1,84 млн. лет назад (в 2007 году  найдены череп и фрагменты скелета этого чудовища). Длиной до 6 метров, более массивный, чем современные крокодилы, с двумя треугольными выростами–«рогами» на огромной голове, это был крупнейший и опаснейший хищник из найденных до сих пор в Олдувае!

Не удивительно, что вид окрестили Crocodylus anthropophagus – крокодил-людоед…

"Палеонтологи обычно отправляют с поля домой посылки с образцами окаменелостей, чтобы не тащить с собой тяжелые ящики. Однажды Елена Александровна Иванова, крупнейший знаток каменноугольных отложений на Русской платформе, пришла на почту получать свою посылку, там смутились и сказали: «Извините, чехол надорван, возможно, часть вещей похищена, и хулиганы наложили вместо них камней». Но Иванова успокоила почтовиков."

Учёные шутят / Авторы-сост.: Федин С.Н., Горобец Б.С., Золотов Ю.А., М., «Лки», 2010 г., с. 195.