О проекте "Антропогенез.РУ"
05.12.2010
Автор: А. Соколов

Слухи об извержении Тоба сильно преувеличены?

Мы возвращаемся к теме «супер-извержений», недавно уже обсуждавшейся на портале. Сегодня речь идет об извержении супервулкана Тоба на Суматре, произошедшем 74 тысячи лет назад.

Супер-извержение Тоба 74 000 лет назад оставило этот кратер (ныне озеро Тоба, в Индонезии). Фото: NASA; Thinkstock. Иллюстрация из обсуждаемой статьи.

Так выглядит озеро Тоба сейчас. Источник: http://bigthink.com/ideas/23688

Красной точкой обозначена Тоба. Голубые точки - местонахождения, где найден пепел от извержения Тоба. Красная линия - вероятная 'зона смерти'. Источник: http://www.andaman.org/BOOK/

С этим событием связывается резкое ухудшение климатических условий на значительной части планеты, очередной пик ледникового периода и – внимание! – то самое «бутылочное горло», через которое, согласно результатам молекулярно-генетических исследований, прошла человеческая популяция.

Эффект «бутылочного горлышка» - обеднение генофонда по причине очень резкого сокращения численности популяции (до нескольких тысяч,  сотен или даже отдельных особей). Произойти такое может, например, в  результате экологической катастрофы. Считается, что африканская популяция, предковая для современных людей и составлявшая порядка 100 тысяч человек, в один (не очень прекрасный) момент сократилась в 10 раз.

Чтобы Вы оценили масштабы катаклизма, достаточно сказать, что толщина отложений вулканического пепла, образовавшихся после извержения Тоба, в Малайзии достигает 9 метров, а в Индии – 6 метров! Извержение Тоба было в 2000 раз более мощным, чем печально известный взрыв Горы Святой Елены  (это извержение, произошедшее 18 мая 1980 г., унесло жизни 57 человек).

Считается, что супер-извержение Тоба изменило ход человеческой эволюции. Зона вымирания в результате катастрофы должна была охватить огромную территорию, включающую Китай, Индостан, значительную часть Среднего Востока.  Даже за пределами этой территории, там, где всё живое не было уничтожено целиком, наступили крайне тяжелые времена. Тоба изверг миллионы тонн вулканического пепла, облака которого закрыли Солнце. Следствием извержения стала вулканическая зима, продлившаяся не менее 6 лет. А затем на целую тысячу лет на планете воцарился  очередной пик оледенения. Поэтому в Азии и в Сибири население, скорее всего, вымерло практически целиком.

Палеоантропологи и археологи обращают внимание и на значительное сокращение числа находок, относящихся к периоду позже 70 тыс.л.н., на территории Африки (вот оно, «горлышко»!) Видимо, последствия катастрофы докатились до африканского континента.

А в Европе именно в этот период возникают «классические» неандертальцы, которых отличает специализация к крайне неблагоприятному, холодному климату.

По крайней мере, эта версия наиболее популярна

Но не все согласны с такой трактовкой последствий извержения. Некоторые эксперты отстаивают точку зрения, согласно которой последствия извержения Тоба были существенно более скромными, и люди перенесли его относительно легко.

К таким скептикам относится, например, Майкл Петралгиа, антрополог из университета Кембриджа. Петралгиа, проводя раскопки в местонахождении Джвалапурам на юге Индии,  обнаружил, что здесь перерыва в археологических культурах, синхронного извержению Тоба, не наблюдается: аналогичные палеолитические орудия встречаются и под, и над слоем вулканического пепла…

Об исследованиях другой группы «несогласных»  - на этот раз палеоклиматологов  - говорится в новостной статье, размещенной на сайте журнала Science 24 ноября 2010 г. (автор статьи – Наоми Лубик).

Чтоб лучше разобраться в ситуации с Тоба, исследователи под руководством климатолога Клаудии Тиммрек (Институт метеорологии им. Макса Планка в Гамбурге, Германия) разработали климатическую модель, которая, как они считают, наиболее реалистично воспроизводит эффект от извержения.

В частности, был промоделирован процесс образования в стратосфере пылевого облака, сформировавшегося из извергнутой вулканом газообразной двуокиси серы. Именно это облако, отражающее солнечные лучи, должно было вызвать резкое похолодание. На основании геологических данных авторы вычислили, что вулкан Тоба выбросил в атмосферу 850 миллионов тонн серы. Цифра внушительная - это в 100 раз больше, чем при извержении знаменитого вулкана Пинатубо.

Пинатубо – филиппинский супер-вулкан. В 1991 году этот вулкан проснулся -  впервые более чем за 600 лет. Извержение погубило около 900 человек, уничтожило стратегическую базу ВВС и военно-морскую базу США, и было признано одним из сильнейших извержений в 20 веке.

Так вот, согласно полученным результатам, извержение Тоба оказалось катастрофическим, но не до такой степени, как считалось раньше. Получилось, что температура на планете упала только на 3-5 градусов; высокая концентрация серы в атмосфере была не очень долгой – за 2-3 года закрывающие Солнце серные облака рассеялись. Наиболее экстремальные изменения климата в Африке и Индии держались только год или два. Исследователи делают вывод, что  катастрофа НЕ могла  уничтожить флору и фауну в регионе полностью, хотя конечно условия для жизни резко ухудшились.

Дебаты продолжаются

Антрополог Стэнли Амброуз из Университета Иллинойса (автор гипотезы, напрямую связывающей упомянутое «бутылочное горло» с извержением Тоба), считает, что у предложенной климатологами модели есть ряд недостатков. Амброуз ссылается на данные, полученные при анализе  состава так называемого «ледяного ядра» (нижних слоев ледяного покрова) Гренландии. Из этих данных следует, что  сера держалась в атмосфере существенно дольше, чем получилось у исследователей.

Толщина ледяного покрова Гренландии - более 3-х километров.  Возраст льдов в основании гренландского ледяного щита оценивается в 110 тысяч лет. Изучая состав древних льдов, можно делать выводы о климатических особенностях эпох, в течение которых эти льды образовались.

Во-вторых,  исследователи забыли – считает Амброуз – что извержение происходило отнюдь не в аналогичных современным климатических условиях.  К моменту извержения планета уже находилась на стадии очередного похолодания!

По словам Амброуза, «Извержение Тобы, возможно, охладило уже и без того охлаждающийся мир… Это был самый ужасный, длительный, необычайно холодный период, который должны были пережить люди», - сгущает краски Амброуз.

Новостная статья на сайте Science не содержит деталей исследования. Будем ждать обстоятельной публикации, в которой авторы подробно расскажут о своей работе, и мы сможем оценить, насколько убедительно обоснованы полученные ими неожиданные выводы.

Комментарий Эксперта:

Станислав Владимирович Дробышевский

Станислав Дробышевский: Надо заметить, что похолодание на 3 градуса - это много! Хватит, чтобы ледники сильно расширились и пол-Европы замёрзло. Также, странно слышать, что "высокая концентрация серы в атмосфере была не очень долгой – за 2-3 года закрывающие Солнце серные облака рассеялись". Представляю, как бы авторы этой статьи жили два года в темноте под серными облаками, будучи изначально приспособленными к тропическим условиям. А растениям за два года темноты хуже не стало? То, что орудия в Индии есть над слоем пепла, было известно и раньше, вопрос в том, долго ли их создатели потом протянули и сколько их там оставалось. Флоресиенсисы тоже Тобу пережили, но до чего докатились!

...гориллы редко нападают на человека, стоящего на месте и встречающего животное лицом к лицу. Но стоит повернуться спиной и побежать, как обезьяна начи­нает на четвереньках преследовать врага и, догнав, кусает, как собака. У племени Медже, живущего в Камеруне, рана, нанесенная гориллой, считается позорной, так как все убеж­дены в том, что горилла нападает только на убегающего.

Джордж Б. Шаллер, Год под знаком гориллы. М., «Мысль», 1968 г., с. 99.