Новости антропологии
19.07.2010

Сааданиус – предок мартышек и человека

Находка ископаемого примата в Саудовской Аравии проливает свет на еще один важнейший этап в эволюции наших предков.

Так выглядел череп Saadanius hijazensis, когда его обнаружили. Фото: Iyad S. Zalmout, University of Michigan Museum of Paleontology

Фото фрагментов черепа SGS-UM 2009-002.

Геологическая карта района, где была сделана находка. Местонахождение SGS-UM 2009-002 обозначено звездочкой.

Результаты сканирования черепа на компьютерном микротомографе. а. Скан через среднюю линию черепа. Лобные пазухи, как видим, отсутствуют... b,c. Некоторые особенности строения верхней челюсти и зубов. Крупные размеры корней клыков (b) позволяют определить, что перед нами самец.

Если Вы прочитали раздел нашего портала  «Современные приматы», то знаете, что узконосые обезьяны (или, по-другому, обезьяны Старого Света) делятся на две группы – гоминоидов и мартышковых.  К мартышковым относятся, собственно, мартышки, макаки, павианы и т.д. «мартышкообразные», а также тонкотелые - колобусы, носачи, лангуры.  К гоминоидам относятся человекообразные обезьяны и мы с вами.

Полагают,  что у гоминоидов и мартышковых был общий предок где-то то ли в Восточной Африке, то ли на Аравийском полуострове. Согласно палеонтологическим данным, он должен был жить между 23 и 30 млн. лет назад. До последнего времени более точную дату определить было проблематично, т.к. в этом промежутке практически отсутствовали подходящие палеонтологические находки, кроме совесем уж фрагментарных. Останки древнейших узконосых (таких, как Египтопитек) относятся примерно к 30 млн. лет назад. А дальнейшие находки существенно моложе, и это уже явные гоминоиды либо мартышковые. Значит, общий предок еще не найден – полагали палеонтологи.

На основании генетических данных был назван и примерный срок дивергенции (разделения) линий мартышковых и гоминоидов - 23-25 млн. лет назад.

Новая находка заставляет удревнить этот срок на 5 миллионов лет…

Найденные в Саудовской Аравии останки  принадлежат доселе неизвестному примату, обитавшему здесь 28-29 миллионов лет назад.

Статья об этой находке опубликована в номере Nature от 15 июля 2010 г.

Останки были извлечены из железнорудных отложений во время экспедиции в феврале 2009 года, но только сейчас опубликовано их детальное описание.

Ияд Залмоут (Iyad Zalmout), ведущий автор статьи в Nature, обнаружил поврежденный череп лежащим перевернутым среди осадочных пород, с зубами, отсвечивающими на солнце.

Найденные окаменелости включают  большую часть лица, переднюю верхнюю часть черепа, височную кость и нёбо,  с левыми и правыми верхними зубами. Находке присвоен номер SGS-UM 2009-002.

Серьезные раны в передней части черепа – свидетельство того, что животное умерло не своей смертью.

«Он перешел дорогу крупному хищнику и погиб ужасной смертью» - предполагает Залмоут. «Дыры в черепе говорят о том, что его схватили за голову, пожевали немного и выбросили».

Новый вид назван Saadanius hijazensis.

Название рода «Сааданиус» происходит от арабского  «саадан» - обезьяна, а название вида -  «хиджазенсис» – от названия провинции Аль-Хиджаз, где сделана находка.

Проанализировав длину корней клыков и размеры моляров, исследователи определили что это взрослый самец, весивший 15-20 кг.   Существо было размером с бабуина и жило в теплом, влажном лесу недалеко от места,  где сейчас находится Красное море (которое в ту далекую эпоху еще только формировалось).

Почему же именно Сааданиуса исследователи считают близким к предку обеих эволюционных линий приматов?

Ну, главным образом по причине промежуточности его строения. С одной стороны, Сааданиус обладает общими характеристиками узконосых обезьян.  В частости, таковы его зубы. С другой стороны, перед нами – неспециализированное животное, у которого еще практически нет особенностей, которые позволяли бы определить к какой из групп он относится:  "мартышка"  перед нами или наш брат - гоминоид? В частности, у Сааданиуса нет характерных для гоминоидов лобных пазух. Единственный признак, который роднит его с человекообразными – строение эктотимпаника (это такая косточка, относящаяся к слуховому аппарату, по-другому она называется "барабанная пластинка". У гоминоидов, в отличие от прочих узконосых, эктотимпаник не самостоятелен, а прирастает к височной кости спереди и снизу от слухового отверстия).

Из этого исследователи и сделали вывод, что Сааданиус – «обобщенный» узконосый примат, предшествующий дивергенции обезьян Старого Света. Предполагается, что это событие произошло вскоре после появления Сааданиуса. Таким образом найдено еще одно важное звено в эволюционной цепочке, ведущей к человеку.

«Нам было интересно узнать, когда эти линии древних приматов разделились, т.к. в некотором смысле именно оттуда берет начало наш род», - говорит один из авторов статьи, Уильям Сандерс (Музей палеонтологии Мичиганского Университета).

Бренда Бенефит, профессор антропологии из Университета Нью Мехико, не скрывает радости: "Для меня  это исследование стало одним из важнейших в моей жизни. До сих пор у нас не было безупречного предка для  мартышковых и гоминоидов… "  Отсутствие палеонтологических находок порождало споры: был ли гипотетический "общий предок" похожим на известных миоценовых приматов, или же он был более короткомордым и круглоголовым, наподобие современных гиббонов? Сааданиус помогает разрешить этот спор: короткомордым его не назовешь.

Забавно, что уникальная находка была сделана палеонтологами случайно, во время поисков останков ископаемых китов...

Когда [шимпанзе] Рафаэль не проявлял большого интереса к пище, то в качестве «награды» использовали живую кошку, помещенную в ящик и выскакиваю­щую из него каждый раз после того, как крышка открывалась. Это был для шимпанзе очень сильный раздражитель.

Ян Дембовский, Психология обезьян, М., «Издательство иностранной литературы», 1963 г., с. 141.