Новости антропологии
15.05.2012
Автор: С. Дробышевский

Пещера Боломор: ранние неандертальцы? Поздние архантропы?

Испания богата находками ископаемых людей. Славу Атапуэрки затмить трудно и пещера Боломор не претендует на это. Может, именно из-за скромности антропологических находок, сделанных в ней ещё в 1989 году, находки эти до сих пор не были описаны. Но всему приходит черёд.

Пещера Боломор. Фото из обсуждаемой статьи

Фрагмент малой берцовой кости HCB-01. Фото из обсуждаемой статьи

Теменная кость HCB-07 (в блоке брекчии). Фото из обсуждаемой статьи

Большая группа испанских антропологов, археологов, палеонтологов и геологов опубликовала статью с подробным описанием материалов из пещеры Боломор, находящейся в Валенсии.

Тут были найдены левая теменная кость, правый верхний клык, левый нижний молярКоренной зуб. К молярам относятся задние зубы верхней и нижней челюсти, служащие для пережёвывания пищи. и фрагмент диафизаЦентральная трубчатая часть у длинных костей, между эпифизами. левой малой берцовой кости. Находки изъяты из разных слоёв и имеют разные датировки – от 150 до 230 тысяч лет назад.

Кости обнаруживают замечательную примитивность. От малой берцовой осталось слишком мало, но её стенки очень толстые и сравнимы с гейдельбергенсисами из Сима де лос Уэсос и неандертальцами.

Два зуба очень велики. Более древний клык крупнее, чем клыки неандертальцев и сопоставим с гейдельбергенсисами из Гран Долины и Сима де лос Уэсос. Моляр тоже не мал, а, кроме того, – очень вытянут, так что по длине он превосходит гейдельбергенсисов и неандертальцев, а по ширине – уступает и тем, и другим.

Теменная кость крайне массивна – почти сантиметровой толщины. Такие показатели иногда встречаются у самых разных гоминидГоминиды в "классическом" смысле - семейство прямоходящих приматов, включающее людей и их ископаемых предшественников., включая современных людей, но всё же близки к рекорду.

Таким образом, находки в Боломор дополняют наши знания о гоминидах весьма интересного этапа – сложения неандертальского вида. Они могут быть определены как поздние гейдельбергенсисы или ранние неандертальцы и лишний раз показывают, что проведение чётких таксономических границ в непрерывном континууме ископаемых гоминид – задача философская, а не биологическая...

• Arsuaga J.L., Peris J.F., Gracia-Téllez A., Quama R., Carretero J.M., González V.B., Blasco R., Cuartero F. et Sañudo P. Fossil human remains from Bolomor Cave (Valencia, Spain) // JHE, 2012, V.62, pp.629-639.

В конце XVI в. знаменитый учёный Альдрованди впервые счёл нуж­ным поместить в текст естественной истории изображения скелетов зверей. Мысль о возможности увидеть живое существо «изнутри», о не­обходимости детально знать его анатомическое строение завладела воображением исследователей XVII столетия, особенно, после публи­кации труда Гарвея о системе кровообращения.

Зверева В.В., «Естественная история» Бюффона, в Сб.: Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории / Под ред. Л.П. Репиной и В.И. Уколовой, Выпуск 3, М., «Эдиториал УРСС», 2000 г., с. 113. Предоставлено Викентьевым И.Л.