English Deutsch
Новости
Новости антропологии
12.06.2012
Автор: А. Соколов

Эй, гоминиды, давайте мериться ростом

В палеоантропологии есть вещи, интересные только узкому кругу специалистов. Ну, будет ли «нормальный человек» вникать в форму и размеры сосцевидного отростка у гоминид из Нгандонга, или разбираться в особенностях зарастания метопического шва у маленьких австралопитеков? Другое дело, вес человека – это понятно каждому и волнует многих (особенно, если вес избыточный...). Или, скажем, рост - как он менялся в течение миллионов лет эволюции? К сожалению, посчитать это непросто.

Кости рук гоминид из Сима де лос Уэсос. Фото из обсуждаемой статьи

Кости ног гоминид из Сима де лос Уэсос. Фото из обсуждаемой статьи

Даже если у нас есть полный (или хотя бы относительно полный) скелет, то как правило он представляет собой груду костей, и рост может зависеть от особенностей «сборки». На практике же антропологи в большинстве случаев имеют дело с разрозненными элементами скелета (еще и фрагментарными). Поэтому нужно сначала реконструировать целую кость по ее части, а потом – с помощью специальных формул – по длине  кости (лучше всего – бедреной) можно приблизительно оценить рост «хозяина». Естественно, с погрешностью. У различных групп современных людей соотношение между длиной конечностей и ростом сильно различается, поэтому возьми мы в качестве эталона длинноногих масаев – получим один результат; для невысоких и коренастых эскимосов цифры будут совсем другие.  Если есть возможность, антропологи используют «референтные группы» современных людей с пропорциями, близкими к пропорциям оцениваемых гоминидГоминиды в "классическом" смысле - семейство прямоходящих приматов, включающее людей и их ископаемых предшественников. – но эти-то пропорции далеко не всегда понятны!

Если проводить оценку роста по костям верхних конечностей, то погрешность будет еще выше.

Неудивительно, что у разных антропологов, занимавшихся оценкой роста наших предков, получались разные цифры, в зависимости от использованной методики (см. например историю  знаменитого «Мальчика из Турканы», рост которого «во взрослом состоянии» гуляет от 164 до 185 см.

Авторы новой статьи, вышедшей в Journal of Human Evolution, взяли на себя трудную задачу – поточней оценить средний рост нескольких групп ископаемых людей.

К этим группам относятся: 

В пещере Сима де лос Уэсос найдено множество хорошо сохранившихся костей гоминид, являвшихся, как предполагают, прямыми предками неандертальцев. Останки как минимум 28 (или 32) человек извлечены из брекчии, вместе с костями пещерного медведя.  Эти находки впервые позволили изучить внутрипопуляционную изменчивость Homo heidelbergensis. Возраст находок, по последним данным (2007 г.), более 530 тыс. лет. 

За 20 лет систематических раскопок в Сима де лос Уэсос антропологи добыли 27 полных или почти полных длинных костей конечностей взрослых гоминид. 14 из этих костей относятся к верхним конечностям, и 13 – к  нижним (3 бедренных, 7 больших берцовых костей и 3 малых берцовых кости).

К какому количеству  скелетов относятся данные находки – сказать трудно (минимальное количество особей  – 6, т.к. в выборке – 6 правых берцовых костей).  Судя по размерам, тут представлены оба пола – так что есть возможность оценить рост отдельно для мужчин, отдельно для женщин. 

Для сравнения использовались: 

  • 39 костей неандертальцев (принадлежащих 19 особям, среди которых – знаменитые находки Ла Шапель, Неандерталь 1, Кебара 2, Шанидар 1 , 4 и 5, Ла Ферасси 1, Амуд 1 и т.д.). 
  • 17 костей древних сапиенсов (из пещер Схул и Кафзех) 
  • ряд костей прочих Homo – Чинньюшан в Китае, Триниль и Нгандонг на Яве, Кабве в Южной Африке,  KNM-WT 15000 (тот самый «мальчик») и т.д. 

Основная сложность для исследователей (как уже сказано выше) заключалась в выборе правильного метода. Ввиду того, что подходящую современную группу подобрать затруднительно, авторы остановились на усредненной «мультирасовой» методике (корреляционные формулы для множества этнических групп обоих полов, полученные T. Sj?vold в 1990 г.)

Выбранные формулы авторы проверяли на двух современных выборках: 

  • 44 афроамериканца из коллекции Кливлендского Музея естественной истории.
  • 139 индивидуумов известного роста из Американской судебно-антропологической базы данных.

Результаты, полученные по формулам, оказались близкими к реальным – значит, методика годится, и ее можно использовать для древних людей. 

Что получилось?

1. В среднем кости людей из Сима де лос Уэсос (СУ) оказались длинней аналогичных костей неандертальцев.

Таким образом, неандертальцы по сравнению со своими непосредственными предками слегка «обмельчали». 

2. Кости группы Схул-Кафзех существенно длинней, чем у гейдельбергенсисов и тем более неандертальцев. Выходит, древние сапиенсы с Ближнего Востока были выше других плейстоценовых Homo.

3. В цифрах: средний рост для мужчин и женщин получился:

  • у группы СУ - 169.5 см (19 мужских костей) и 157.7 см (5 женских)
  • у  неандертальцев - 166.7 см (26 муж.)  и 154.5 см (13 жен.)
  • у Схул-Кафзех - 185.1 см (11 муж.) и 169.8 см (6 жен.). 

Общий средний рост: 

  • СУ - 163.6 см
  • Неандертальцы – 160.6 см
  • Схул-Кафзех - 177.4 см

Рост неандертальцев выходит слегка более низким, чем раньше намерили другие исследователи (например, у Тринкауса получалось 166 см). Авторы подчеркивают, что в этом исследовании они использовали данные только о полностью сохранившихся костях. 

4. Гейдельбергенсисы из СУ оказываются в промежутке между средне- и высокорослыми группами современных людей; неандертальцы тянут на средний рост, а схульцы-кафзехцы – по современным меркам высокие. 

Ни неандертальцев, ни гейдельбергенсисов нельзя назвать низкорослыми в сравнении с современными испанцами, французами, итальянцами и португальцами. 

5. Половой диморфизмПоловой диморфизм (лат. di — два, morphe — форма) —  различия в строении между самцами и самками одного и того же вида, помимо половых органов. у гейдельбергенсисов и неандертальцев близок к современному (разница в  росте мужчин и женщин порядка 12 см). У ранних сапиенсов эта разница чуть выше. 

Конечно, пишут авторы, к этим оценкам следует относиться с осторожностью, так как выборка – небольшая (тем не менее далее они делают из своих результатов весьма смелые выводы). 

Оценка роста других древних гоминид 

  1. У «человека грузинского» из Дманиси средний рост пигмейский - 149 см (это близко к ранее полученным результатам).
  2. Для африканских эргастеров (включая «Мальчика из Турканы») получилось 166.1  - 169.8 см.
  3. Испанский Homo antecessor  - 172.6 см 
  4. Китайский гоминид из Чинньюшан  (локтевая кость, женщина, 260 тыс. л. назад) - 168.8 см или  166.7 см.
  5. Питекантроп  из Триниль (знаменитая бедреная кость) - 172.8  или 171.1 см.
  6. Поздний архантроп из Нгандонга  (большеберцовая кость) - 169.2 или 171.6 см.
  7. «Родезийский человек» из Кабве  (большая берцовая) - 181.2 см.  Очень большой дядя, один из самых высоких среди древних Хомо! 

Выводы авторов 

1.8 млн. лет назад Homo ergaster совершили «революцию» среди гоминид, обзаведясь пропорциями тела и ростом, близкими к современным. С тех пор в Африке, Азии и Европе встречались особи и среднего, и высокого роста, но в целом за последние 2 миллиона лет рост людей менялся мало – до момента появления Homo sapiens 200 тысяч лет назад. Если прибавить к этому данные о строении и ширине тазовых костей, то можно предполагать что на протяжении плейстоцена наши предки оставались широкими и массивными -  не только в холодных широтах, но и в тропической зоне Азии и Африки. Этот «примитивный тип» строения изменился только 200 тысяч лет назад – ранние сапиенсы становятся более легкими, узкими и высокими.  Главная причина такой метаморфозы, по мнению исследователей – уменьшение энергозатрат. Легкие и длинноногие сапиенсы затрачивали существенно меньше  (по некоторым оценкам, на 30% по сравнению с неандертальцами!)  усилий при ходьбе и беге. Ну разумеется, это дало нашим предкам мощное преимущество в конкурентной борьбе с массивными и коренастыми неандертальцами… Ура нам

Размышления

Здорово, что авторы ищут надежные методики для оценки роста ископаемых людей.

Всё же хочется спросить: почему в качестве группы «древнейших сапиенсов» выбрали только Схул и Кафзех, и совсем не использовали данные о собственно кроманьонцах – людях верхнего палеолита, для которых известно множество хорошо сохранившихся скелетов?

Как можно делать далеко идущие выводы и строить «эволюционные тренды» на основании данных о гоминидах, чье происхождение и участие в дальнейшей эволюции человека, мягко говоря, спорно?  Люди из Схул и Кафзех – очень неоднородная группа, которых к сапиенсам относят с рядом оговорок, и чья эволюционная судьба неясна…  Большой вопрос, что там произошло с неандертальцами на Ближнем Востоке и кто в тот раз (коренастый или стройный) вышел победителем…

Информация к размышлению: между прочим, рост ближневосточного неандертальца Амуд 1, по любым оценкам, не менее 175 см…

Не забываем, что мы сравниваем людей, разделенных тысячами километров и сотнями тысяч лет. При этом, фактически, рост всех оцененных групп не отличается от среднего роста во многих современных человеческих популяциях.  С таким же успехом можно посчитать средний рост жителей села в Казахстане, сравнить с каким-нибудь племенем юга Австралии, и получить эволюционный тренд…

Останки гоминид из пещеры Сима де лос Уэсос дошли до нас в силу очень удачного стечения обстоятельств.

Что мы знаем о росте людей, живших 500 тысяч лет назад в соседней пещере ?...


Источник:

См. также:



Интересно

В связи с этим должен заметить, что мои критики почти всегда обращались со мной честно, если оставить в стороне тех из них, которые не обладали научными знаниями, ибо о них не стоит говорить. Мои взгляды нередко грубо искажались, ожесточенно оспаривались и высмеивались, но я убежден, что по большей части все это делалось без вероломства.

Чарльз Дарвин, Воспоминания о развитии моего ума и характера, М., «Издательство Академии наук СССР», 1957 г., с. 130-136.

Catalog gominid Antropogenez.RU