Новости антропологии
13.10.2010
Автор: А. Соколов

Причина вымирания неандертальцев – вулканическая зима?

Не так часто наши соотечественники появляются на страницах западных антропологических журналов. Но сейчас речь идет как раз о таком случае. В октябрьском номере американского журнала Current Anthropology вышла публикация Л.В. Головановой и В.Б. Дороничева из АНО «Лаборатория доистории» (Санкт-Петербург), а также их соавторов.

Верхнепалеолитические изделия из кости, обнаруженные в Мезмайской. Фото: Л.В. Голованова. Источник: http://content.usatoday.com/

На карте показана площадь, затронутая извержениями, произошедшими 40 000 лет назад в Европе и на Кавказе, судя по обнаруженным следам вулканического пепла. Отмечены палеолитические стоянки Костёнки и Мезмайская. Автор: Л.В. Голованова. Источник: http://content.usatoday.com/

Название статьи - «Значение экологических факторов при переходе от среднего к верхнему палеолиту».

Еще в преддверии ее выхода в ряде западных изданий  появились громкие заголовки. New York Times  в номере от 4 октября высказываются примерно так:  «Сапиенсы не истребляли неандертальцев. За них это сделала погода»…

Почему они исчезли?

Не счесть гипотез о причинах вымирания наших ближайших ископаемых родственников Homo neanderthalensis (обзор таких гипотез см., например, в книге Л.Б. Вишняцкого).  Факт остаётся фактом: судя по палеоантропологическим данным, неандертальцы исчезают, и исчезают достаточно резко, около 30 тысяч лет назад, а на смену им в Европе приходят уже люди современного типа.  Что же случилось? Среди версий  есть сверх-экзотические, например, по одной из них неандертальцы вымерли, надышавшись угарным газом от собственных костров в плохо вентилируемых пещерах… Но обычно чаще других упоминается версия буквального истребления неандертальцев сапиенсами. Эдакий древний геноцид.  Или, по крайней мере, предполагается, что европейские неандертальцы не выдержали конкуренции с более продвинутыми кроманьонцами, отбившими у них лучшую дичь, занявшими лучшие места – бедные неандертальцы зачахли и вымерли сами собой.

Но если рассматривать неандертальцев в свете последних данных палеоантропологии, то разве неандертальцы были так плохи? Были они скверными охотниками? Ничуть. Проиграли кроманьонцам по части технологий? По крайней мере,  далеко не сразу. А разве длинноногие гости с юга - сапиенсы могли конкурировать  с коренастыми, могучими неандертальцами  по части приспособленности к холодному ледниковому климату?  Так может, не в сапиенсах основная причина, и наши прямые предки просто пожали плоды неандертальской трагедии, заняв освободившуюся нишу?

Глобальная катастрофа

Петербургские археологи - авторы статьи в Current Anthropology - давно занимаются изучением палеолитических памятников на Кавказе. В данном случае речь идет о раскопках в пещере Мезмайской.  Пещера эта была когда-то последовательно заселена неандертальцами, а затем уже сапиенсами.  Здесь в 1993 г. найден отлично сохранившийся скелет неандертальского младенца,  из костей которого впоследствии удалось извлечь ДНК.

В отложениях пещеры авторы исследования обнаружили слои, содержащие  вулканический пепел от двух древних извержений.

Более ранний пепел (от извержения Эльбруса) совпадает по возрасту с похолоданием Хейнрих 5 около 45 тысяч лет назад.

Второй слой пепла (1D, от извержения Казбека) оказался синхронным с другим очень крупным вулканическим извержением, произошедшим в Италии (Флегрейские поля, тефра Y 5) около 40 тыс.л. назад.

Судя по всему, после последнего извержения население пещеры, неандертальцы, покинуло ее. Слой отложений 1D практически не содержит археологических находок и костей животных, и даже пыльца растений в нем отсутствует. Это говорит о чрезвычайном ухудшении климата, который стал холодным и сухим.  После этого извержения никаких следов пребывания неандертальцев в пещере не обнаруживается. Вероятно, извержение привело к их быстрому исчезновению в этом регионе. Возможно, климатический стресс, так называемая "вулканическая зима", является причиной вымирания неандертальцев и во всей Европе? – предположили авторы статьи. Сравнив результаты по Мезмайской с данными в других регионах, авторы сделали вывод, что неандертальцы исчезают в большей части своего европейского ареала именно после этих вулканических катастроф.

Мощные извержения, произошедшие практически одновременно на Апеннинах и на Кавказе, привели в Северном полушарии к очень сильному похолоданию, по эффекту сопоставимому с ядерной зимой.  Пепел покрывал огромные площади, его слои  найдены в восточном Средиземноморье и на Кипре – более чем в 1500 км от извергавшегося вулкана.  Следы извержений обнаруживаются в Восточной Европе от Пензы и Ростова на востоке до Южной Украины и Молдовы на западе.  Возможно, «площадь поражения» была гораздо больше.

Эта катастрофа ударила по неандертальцам как напрямую, так и косвенно, вызвав массовую гибель животных, на которых неандертальцы охотились. Что, по мнению авторов, и привело к вымиранию неандертальцев на территории от Центральной Европы до Кавказа.

Авторы полагают, что  экологический кризис также  препятствовал и первой волне заселения Европы сапиенсами. Однако людям современной анатомии повезло в том плане, что в этот период они обитали в более южных широтах, преимущественно в Африке, и избежали прямых последствий катастрофы. Только когда в северных широтах климат стабилизировался, современный человек начал осваивать новые территории,  освободившиеся от неандертальцев...

Редакция портала надеется в ближайшее время получить подробности  непосредственно у Авторов статьи.  Следите за новостями на портале.

P.S. Выполяем свое обещание: интервью с Авторами гипотезы.

28 января - АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ в Санкт-Петербурге