Новости антропологии
16.08.2012
Автор: А. Соколов

Австралопитеки ели булку с колбасой…

Как известно, грацильные австралопитеки дали начало двум очень разным группам гоминид. Одна из них – парантропы, их еще называют массивными австралопитеками, обладали очень внушительным жевательным аппаратом. Вторая группа – ранние Homo, наши прямые предки, которые стали изготавливать орудия и кушать мясо. Нередко утверждается, что рацион древнейших людей был более разнообразен, чем пища парантропов - специализированных растительноядных существ.

Зуб Paranthropus robustus (распиленный вертикально). Красные прямоугольники - исследуемые участки. Иллюстрация из приложения к обсуждаемой статье

Соотношение изотопов стронция для гоминид и др. групп животных. Иллюстрация из обсуждаемой статьи

Значения Sr/Ca для гоминид и др. групп животных. Иллюстрация из обсуждаемой статьи

Значения Ba/Ca для гоминид и др. групп животных. Иллюстрация из обсуждаемой статьи

В результате первых ждал эволюционный триумф, а вторые, в связи с их привязанностью к ограниченному набору пищевых ресурсов, в конце концов вымерли примерно миллион лет назад, не адаптировавшись к изменившимся условиям.

Публикации на тему рациона ископаемых гоминидГоминиды в "классическом" смысле - семейство прямоходящих приматов, включающее людей и их ископаемых предшественников. с завидной регулярностью появляются на страницах научных журналов. Благо, сейчас наука дала в руки антропологам множество замечательных методов. Мы уже многократно писали о том, какую богатую информацию специалисты могут извлечь из химического и изотопного состава древних зубов. Помимо рациона, это сведения и о среде обитания, и о характере миграций, и т.д. и т.п.

См., например, недавнее:  Рацион Австралопитека седибы: всё страньше и страньше…

Авторы новой публикации в журнале Nature по содержанию кальция Ca, бария Ba и стронция Sr (а также его стабильных изотопов 87Sr и 86Sr) в эмали зубов выясняют новые особенности рациона южноафриканских австралопитеков (A. africanus), парантропов (P.robustus) и ранних Homo. Кроме того, исследователей интересует вопрос: занимали ли эти гоминиды разные территориальные ниши, или места их обитания совпадали? (кажется логичным первый вариант: скажем, парантропы жались к берегам рек, а ранние Homo гуляли по саванне…).

Найти ответы помогают 3 соотношения - Sr/Ca, Ba/Ca и 87Sr/86Sr.

Исследования показывают, что:

• для эмали зубов хищников характерны низкие значения Ba/Ca;
  • животных, питающихся листвой деревьев, отличают низкие значения Sr/Ca;
  • у травоядных – напротив, и  Sr/Ca и Ba/Ca – высокие.

Что касается  87Sr/86Sr, то его значение не зависит от характера рациона, а определяется только содержанием изотопов стронция в почве (из почвы 87Sr и 86Sr попадают в растения, а затем, с пищей - в организмы животных), то есть геологическими особенностями местности. Таким образом, значение 87Sr/86Sr (и то, как оно варьирует «внутри зуба»), помогает определить,  в какой местности обитало животное, и каков был размер его индивидуальной территории.

Итак, в руки исследователям попали 4 коренных зуба  Australopithecus africanus, 7 зубов Paranthropus robustus и 3 зуба ранних Homo  из южноафриканских местонахождений Стеркфонтейн, Сварткранс  и Кромдраай B. Для сравнения, ученые включили в исследование и зубы листоядных и травоядных животных с той же территории.

Состав эмали определялся методом лазерно-абляционной масс-спектрометрии. С этой целью зуб распиливался вдоль;  полученная плоская поверхность полировалась; затем лазером выжигалась «дорожка» в направлении от границы между дентином и эмалью к поверхности зуба, и проводился спектральный анализ испаряемого вещества. Чтобы оценить вариативность значений, для каждого зуба делалось несколько тестов.

Каковы результаты?

Первая неожиданность: заметных отличий в соотношении 87Sr/86Sr между группами гоминид – НЕ выявлено. Таким образом, территории, занимаемые австралопитеками, парантропами и ранними Homo, имели сходный размер и, говоря научным языком, располагались на идентичном геологическом субстрате. А попросту, все эти гоминиды жили на одной территории, в одних и тех же местах. Странно…

Напротив,  соотношения  Sr/Ca and Ba/Ca показали существенные различия между 3-мя группами, (хотя области значений и перекрываются).

Значение Sr/Ca  у австралопитеков африканусов заметно выше, чем у других таксонов, а  Ba/Ca ранних Homo значительно ниже, чем у австралопитеков и парантропов.  У Paranthropus robustus значения Sr/Ca and Ba/Ca промежуточны между австалопитеками и ранними Homо. Если сопоставлять с другими группами животных, то ранние Homo неотличимы от хищников, а парантропы – от листоядных.

Что касается A. africanus, то по соотношению  Sr/Ca он похож на травоядных, а по Ba/Ca – на листоядных.

Это еще не всё...

Исследователи обратили внимание на то, что «внутри-зубная» изменчивость соотношений Sr/Ca и Ba/Ca  у африканусов выше, чем у других групп.  О чем это говорит? Потребление однородной пищи не дало бы такой картины! Гораздо вероятней, что пища этих австралопитеков представляла собой комбинацию двух разнородных компонентов (воображение рисует бутерброд с колбасой…). Cочетание листьев и плодов, в которых много стронция и мало бария, и мяса, в котором мало и того и другого, как раз может дать наблюдаемый эффект. Возможно, в зависимости от сезона, когда тот или иной ресурс скудел, австралопитеки переходили с растительной пищи на мясную и обратно. Это наиболее правдоподобное объяснение. Тогда  становится ясным, почему проводившиеся ранее исследования (строения зубов, микроизноса зубной эмали и содержания изотопов углерода) давали противоречивые результаты.

Правда, пока что нельзя сказать, какой из ресурсов – мясо или растения - был основным, а на какой австралопитеки переходили по необходимости, «с голодухи».

Рацион парантропов был менее разнообразен и базировался главным образом на древесных растениях. В пище ранних Homo, напротив, преобладало мясо.

В принципе, результаты согласуются с традиционными представлениями о том, что австралопитеки -   типичные «обезьяно-люди» - потребляли широкий спектр пищевых ресурсов, а их потомки пошли в разные стороны: Homo двинулись в направлении падальничества и, возможно, активной охоты, а парантропы специализировались на листве, плодах и корневищах.

Конечно, исследование целиком основано на южно-африканских материалах, а как обстояли дела в Восточной Африке – родине Парантропа Бойса и классических хабилисов? И - заканчивают свою статью авторы - хорошо бы посмотреть с этой стороны на рацион необычного Австралопитека седиба

Поскольку эти крайне забавные и любознательные представители живущего рода Simiae, на которых невозможно смотреть без восторга и изумления, столь похожи на человека, естествоиспытатели должны всячески стараться понять их. Приходится только удивляться, почему столь жаждущий новых познаний человек поступал до сих пор так неблагоразумно, что не попытался рассеять мрак, окружающий Troglodytes, своих ближайших родственников ... Что, спрашивается, может доставить человеку (не исключая даже и самих монархов) большее удовольствие, нежели созерцание рядом с собой этих столь домашних животных, которыми никогда не надоест любоваться? Разве трудно Королю достать этих животных, за что, безусловно, вся нация склонится перед ним в благодарном поклоне?