Новости антропологии
27.10.2010
Автор: А. Соколов

Подбородок возрастом 100 тысяч лет найден в Китае

Группа исследователей обнаружила в Южном Китае человеческие останки, возраст которых (если это действительно Homo sapiens) может изменить представления о времени появления современных людей в Восточной Азии.

Рис. 1. Находки из пещеры Чжижень в нескольких проекциях. Источник: http://news.nationalgeographic.com/

Рис. 2. Карта Восточной Азии. Местонахождение пещеры Чжижень отмечено звездочкой

Рис. 3. Вид на гору Мулан, в толще которой находится пещера Чжижень. Местонахождение пещеры обозначено стрелкой. Иллюстрация к обсуждаемой статье

Рис. 4. Слева: основной вход в пещеру Чжижень. Зона раскопок находится слева от людей в пещере. Справа: собственно, раскопки. Иллюстрация к обсуждаемой статье

Рис. 5. Череп и графическая реконструкция лица по черепу из Сен-Сезер. Автор – Т.С. Балуева. Источник: Дробышевский С.В. Предшественники. Предки? Часть V 'Палеоантропы'. 2-е издание. М., УРСС, 2010, с. 209.

Раскопки проводились интернациональной командой, включающей Ву Лю (Wu Liu) из Института палеонтологии позвоночных и палеоантропологии (Пекин, Китай), Эрика Тринкауза (Erik Trinkaus) из Университета им. Джорджа Вашингтона (Сент-Луис, США) и ряд других специалистов.

Статья об этом  исследовании опубликована 25 октября на сайте американского журнала Proceedings of the National Academy of Sciences.

Находка сделана в 2007 году в местонахождении Чжижендонг / Zhirendong (Zhiren Cave, пещера Чжижень), а  в 2008-2009 гг. было проведено датирование находок  методом урановых серий, по натечно-капельным отложениям, находящимся непосредственно над местом залегания окаменелостей,  а также по сопутствующей фауне. Получены достаточно надежные даты, относящие найденные фрагменты к началу позднего плейстоцена, более 100 тысяч лет назад!

Шутка ли? Это ведь на 60 тысяч лет глубже в прошлое, чем древнейшая известная до сих пор находка останков современных людей в этом регионе.

Найденный этой же командой  в 2003 году в Чжоукоудяне  скелет Homo sapiens имеет возраст 40 000 лет. Находки сапиенсов в Восточной Азии с более древними датировками существуют, но надёжность этих датировок, по мнению многих специалистов – под вопросом…

Согласно сложившимся представлениям, первый выход современных людей за пределы Африки произошел между 80 и 45 тысячами лет назад. См. например здесь.

В пещере обнаружены два коренных зуба и фрагмент нижней челюсти.

Челюсть и есть самое интересное, т.к. на ней наблюдается подбородочный выступ!

Это, а также некоторые другие особенности строения челюсти позволили авторам исследования сделать вывод, что найденные останки принадлежали человеку современной анатомии - древнему  Homo sapiens.

Вместе с тем, исследователи отмечают и некоторые архаичные особенности челюсти, например, ее массивность, по которой находка близка, скорее, неандертальцам или иным архаическим гоминидамГоминиды в "классическом" смысле - семейство прямоходящих приматов, включающее людей и их ископаемых предшественников..

На основании такого сочетания современных и архаических признаков можно предположить, что в Восточной Азии уже более 100 тысяч лет назад - т.е. в эпоху, когда в Европе никем, кроме неандертальцев, не пахло - появились современные люди,  видимо, пришедшие туда из Африки – а откуда же еще? И, возможно, у этих гостей из Африки имел место, так сказать, генетический обмен с  местными популяциями более примитивных гоминид (потомками синантропов?..)

Не все исследователи согласны с  такой трактовкой.

В самом деле, взгляните на фото (Рис.1): этот подбородок нельзя назвать «волевым» - честно говоря, он едва намечается.

Уже цитировавшийся нами антрополог Джон Хаукс (University of Wisconsin—Madison) справедливо замечает в своем блоге, что хотя у классических неандертальцев подбородка не было, у некоторых поздних неандертальцев нечто подобное  всё-таки присутствует (например, у находок поздних неандертальцев из Виндийи в Хорватии или Сен-Сезер во Франции – см. Рис.5 справа.  Правда, строение этих неандертальских подбородков отличается от сапиентного).

Вспомним, что у известных черепов из израильских местонахождений Схул и Кафзех тоже в наличии подбородочный выступ, однако далеко не все специалисты согласны с отнесением этих находок к Homo sapiens (см. интервью на нашем портале).

Ключевой вопрос:

Какова причина появления этого самого подбородка –  у поздних  неандертальцев, или у палеоантропов Ближнего Востока, да и в рассматриваемом случае? Что это – действительно результат метисации с сапиенсами, или очередной параллелизм? Быть может, подбородок у тех и у других возник независимо, под влиянием неких (нам пока неизвестных) факторов среды? Или это «побочный эффект» общей перестройки черепа в процессе эволюции?

Вот если бы из этой китайской челюсти удалось выделить ДНК… Маловероятно. А вдруг?

28 января - АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ в Санкт-Петербурге

Поскольку эти крайне забавные и любознательные представители живущего рода Simiae, на которых невозможно смотреть без восторга и изумления, столь похожи на человека, естествоиспытатели должны всячески стараться понять их. Приходится только удивляться, почему столь жаждущий новых познаний человек поступал до сих пор так неблагоразумно, что не попытался рассеять мрак, окружающий Troglodytes, своих ближайших родственников ... Что, спрашивается, может доставить человеку (не исключая даже и самих монархов) большее удовольствие, нежели созерцание рядом с собой этих столь домашних животных, которыми никогда не надоест любоваться? Разве трудно Королю достать этих животных, за что, безусловно, вся нация склонится перед ним в благодарном поклоне?