Новости антропологии
07.02.2013
Автор: А. Соколов

Человек умелый против крокодила-людоеда…

Допустим, мы нашли скелет человека. Какова причина его смерти? Удар тяжелым предметом? Инфекционное заболевание? Атака хищника? Требуется настоящее детективное расследование. А если находке два миллиона лет? Большинство улик, скорее всего, уничтожено временем. Остается изучать сами кости, на которых мы видим некие отметины. Что это – следы зубов хищника, падальщика, каменных орудий? Или эти отметины образовались уже после того, как кость попала в отложения? Ответы на эти вопросы могут дать нам информацию не только о том, кого винить в доисторическом убийстве, но и о том, как функционировала древняя экосистема.

Современный крокодил в одном из опытов Джексона Ньяу. Фото из обсуждаемой статьи

Сверху слева– зуб крокодила (виден характерный вертикальный гребень). Справа – следы крокодильих зубов на кости - «раздвоенные метки». Внизу - кость ископаемой антилопы со следами крокодильих зубов. Фото из обсуждаемой статьи

Стопа хабилиса OH-8. Видны следы зубов на таранной кости. Фото из обсуждаемой статьи

Большая берцовая кость OH-35. Фото из обсуждаемой статьи

Крокодил нападает на бедного хабилиса… Источник: http://hodarinundu.deviantart.com/

Нижняя челюсть Crocodylus anthropophagus. Источник: http://en.wikipedia.org/

В Африке большие злые крокодилы
будут вас кусать, бить и обижать, -
не ходите, дети, в Африку гулять.

Корней Чуковский

Следы зубов на ископаемых костях – тема, которой много лет занимается танзанийский палеоантрополог Джексон Ньяу  (Jackson Njau). На научно-популярном сайте  Understanding Evolution опубликован любопытный обзор, посвященный исследованиям этого ученого.

А про крокодила забыли?

Когда Джексон Ньяу начинал свои изыскания, его в первую очередь интересовали следы, оставленные на костях древними гиенами, львами, леопардами, шакалами (важно научиться отличать их от следов каменных орудий). Однако, когда ученый углубился в эту область, то обратил внимание, что в списке тех, кто грыз косточки наших предков, почему-то проигнорирован другой страшный хищник, некогда обитавший в Олдувае – крокодил.

А ведь, судя по всему, крокодилы играли важную роль в экосистеме Олдувая. Во время олдувайских раскопок четой Лики было обнаружено множество костей и зубов этих рептилий. Анализ состава осадочных пород, останков растений и животных указывал на то, что здесь когда-то простиралось болото, а многие участки находились вблизи соляного озера.  В подобных местах нападения крокодила следовало бы опасаться даже больше, чем льва или леопарда. Поэтому Джексон решил исправить досадное недоразумение, из-за которого предыдущие исследователи (тщательно изучавшие следы зубов олдувайских хищников) обошли стороной крокодилов.

"Крокодилы обитают и охотятся в заболоченной местности, - рассуждал Джексон. - А это как раз тип среды, идеальный для захоронения останков. Именно в таких местах палеонтологи часто находят окаменелости. Кроме того, пресноводные водоемы привлекали множество обитателей засушливой саванны,  включая гоминидГоминиды в "классическом" смысле - семейство прямоходящих приматов, включающее людей и их ископаемых предшественников., которые приходили за водой, а также в поисках мяса, оставшегося после трапез хищников. И тут их поджидали крокодилы"…

Но сначала надо выяснить, как отличить следы крокодильих зубов от любых других отметин, обнаруживаемых на древних костях. Исследователь подошел к вопросу просто: отправился на крокодилью ферму в Танзании, и стал разглядывать кости коров и коз, съеденных нильскими крокодилами, сравнивая следы на них со следами зубов гиен, львов, собак, а также каменных орудий.

Оказывается, крокодилы ведут себя «за столом» совершенно не так, как хищные млекопитающие. Крокодил очень неряшлив. Напав на жертву и утопив ее, крокодил расчленяет добычу на крохотные части, вертя ее под водой, яростно встряхивая, ударяя  о камни, ломая при этом кости жертвы. Часто в таком пиршестве участвуют двое или больше крокодилов, тянущих добычу в разные стороны. Поскольку у крокодилов маленькие желудки (а также в силу их яростного характера), крупные части тела жертвы нередко отлетают в сторону почти нетронутыми.

Крокодилий почерк…

Джексон постарался выделить особенности, отличающие следы крокодильих зубов от любых других. Крокодилий зуб  - конической формы, с двумя острыми гребнями. Такие зубы могут оставлять характерные борозды, с полукруглым углублением в центре – так называемые "раздвоенные метки" (bisected marks). Подобные следы не встречаются ни у какого другого хищника. Еще один автограф крокодила - изогнутые царапины,  «крючки» (hook-scores). К сожалению, далеко не все крокодильи отметины на костях возможно идентифицировать. Нередко следы, оставленные крокодилом – глубокие царапины или полукруглые углубления – практически неотличимы от отметин, сделанных каменными орудиями гоминид!

Кстати, напомним, что некоторые скептики именно так интерпретировали отметины на костях в Дикике, объявленные древнейшими следами каменных орудий – возрастом 3 с половиной миллиона лет (cм. нашу новость).  Возможно, австралопитеки ни при чем, и во всем виноват крокодил?

Нашлись и другие подсказки, указывающие на крокодилов. Плотоядные млекопитающие обычно обгладывают кости, чего крокодилы никогда не делают. Кроме того, после трапезы крокодила часто остаются целыми длинные кости конечностей, иногда всё еще соединенные с другими костями. В отличие от крокодилов, хищные млекопитающие (и, кстати, гоминиды) нередко разламывают кости, пытаясь добраться до костного мозга, и оставляют после себя только обломки.

Итак,  крокодильи признаки:

• раздвоенные метки,
  • метки-«крючки»,
  • отсутствие следов обгладавания,
  • наличие целых, несломанных костей.

Отдельная проверка (анализ поведения диких крокодилов в Национальном парке Серенгети) подтвердила, что данный набор действительно позволяет отличить этих плотоядных рептилий от других хищников или падальщиков.

От современных костей к костям ископаемым

Теперь Джексон перешел к анализу находок из Олдувая. Среди древних костей с явными следами зубов гиен или львов нашлись и кандидаты на роль объедков с крокодильего стола. Например, большая берцовая кость антилопы – целая, с множеством раздвоенных меток, и к тому же найденная рядом с зубами древнего крокодила, на участке, где когда-то было доисторическое болото. Более надежным свидетельством того, что тут приложил лапу крокодил, была бы, наверное, только находка костей антилопы прямо в крокодильей пасти!

А ведь это наводит на интересные мысли. Многие палеоантропологи считали, что целые кости антилоп и других животных, с характерными отметинами, которые можно принять за следы орудий – результат деятельности древних людей (хотя обычно человек оставлял после себя не целые кости, а обломки). Конечно, можно объяснить это так: гоминиды боялись нападения хищников, поэтому так спешили, что не стали разламывать кости. Но не проще ли представить, что тут поработал крокодил?

Еще более интересный вопрос – нападали ли крокодилы на самих гоминидГоминиды в "классическом" смысле - семейство прямоходящих приматов, включающее людей и их ископаемых предшественников.?

Следы зубов обнаружены на многих костях древних людей, в том числе на знаменитых останках Homo  habilis из Олдувая, найденных Луисом Лики.  Еще в 1990 году австралийские палеонтологи Су Соломон и Иэн Дэвидсон предположили, что отметины на черепе H. habilis  OH 7 появились в результате атаки крокодила. Джексон, отталкиваясь от собственных наблюдений, отнесся к такой гипотезе с сомнением. Отметки на черепе широкие и мелкие, скорее подошли бы леопарду, чем крокодилу. Другое дело – стопа хабилиса OH 8 (участок FLK NN 3), всего в 100 метрах от которой был найден фрагментарный скелет крокодила. На таранной кости OH 8 видны четкие следы крокодильих зубов. Кстати, в 80-е годы прошлого века американец Рэнди Сусмен изучал те же самые окаменелости, сравнивая стопу H. habilis с большой берцовой костью гоминида OH 35, найденной на соседнем участке (FLK 22). Поскольку все кости относились к левой конечности, а также подходили друг другу по размеру и форме, Сусман предположил, что обе находки принадлежали одному индивиду.

Джексон понял, что версия «крокодильей атаки» тут весьма кстати: если это кости одного человека - не может быть, чтобы крокодил схватил жертву за стопу, но не зацепил при этом большой берцовой кости! Надо искать на ней соответствующие отметины.

Большая берцовая кость находилась в Национальном музее Кении, в Найроби. На ней действительно обнаружились метки, сходные  с крокодильими (хотя ряд отметин походил скорее на следы зубов леопарда). Казалось бы, подтверждается гипотеза Сусмана.

Однако внимательное изучение стратиграфии поставило на гипотезе крест: кости стопы и большая берцовая найдены на расстоянии в 200 метров,  при этом стопа находится в более древнем слое - на  8-12 тысяч лет старше. Так что речь может идти о  нападениях крокодилов на двух разных людей.

Видимо, хватать за левую ногу – фирменный стиль олдувайских крокодилов?

Кстати, по мнению специалистов, крокодилы, напавшие на этих несчастных, были молодыми, небольших размеров. Судя по существующим оценкам роста и веса хабилисов (которых, скажем так, нельзя назвать великанами), взрослый крокодил слопал бы беднягу целиком, не оставив нам никаких следов!

Эта история снова позволяет задуматься:

Как жилось человеку в Олдувае?

Джексон рассуждает:  "У нас есть два разных хабилиса, которых крокодил хватал за левую ногу.  На берцовой кости имеются и следы зубов леопарда. Так что бедный парень, возможно, был пойман леопардом, а затем его схватил и потащил в воду крокодил. Или, быть может, наоборот, крокодил поедал парня, а леопард подбежал и схватил его за ногу. Плюс к этому, у нас есть фрагмент черепа и челюсть со следами зубов леопарда. Здесь гоминидам было бы очень опасно жить".

Участки Олдувая, где найдены останки гоминид и каменные орудия, находились в болотистой местности, привлекавшей множество хищников. Подходит ли такое место, как считают многие антропологи, для длительной стоянки группы ранних гоминид, в течение многих дней или недель? Джексон Ньяу сомневается: "Если бы Вы были там, вы бы стали разбивать лагерь на берегу озера, кишащего крокодилами и гиппопотамами? Или всё-таки лучше в отдалении, за деревьями, где безопасней — но на таком расстоянии, чтобы было несложно сходить к водоему и вернуться?" Кажется более вероятным, что хабилисы не жили постоянно на этих участках, но регулярно приходили за пресной водой и за пищей (растениями, останками трапез хищников), а затем возвращались на основную базу (пока еще не найденную…)

Исследования, проводимые группой Джексона Ньяу в Олдувае, позволили описать новый вид ископаемого крокодила, жившего 1,84 млн. лет назад (в 2007 году  найдены череп и фрагменты скелета этого чудовища). Длиной до 6 метров, более массивный, чем современные крокодилы, с двумя треугольными выростами–«рогами» на огромной голове, это был крупнейший и опаснейший хищник из найденных до сих пор в Олдувае!

Не удивительно, что вид окрестили Crocodylus anthropophagus – крокодил-людоед…

Поскольку эти крайне забавные и любознательные представители живущего рода Simiae, на которых невозможно смотреть без восторга и изумления, столь похожи на человека, естествоиспытатели должны всячески стараться понять их. Приходится только удивляться, почему столь жаждущий новых познаний человек поступал до сих пор так неблагоразумно, что не попытался рассеять мрак, окружающий Troglodytes, своих ближайших родственников ... Что, спрашивается, может доставить человеку (не исключая даже и самих монархов) большее удовольствие, нежели созерцание рядом с собой этих столь домашних животных, которыми никогда не надоест любоваться? Разве трудно Королю достать этих животных, за что, безусловно, вся нация склонится перед ним в благодарном поклоне?