Новости антропологии
29.03.2013
Автор: С. Дробышевский

Челюсть неандертальско-кроманьонского метиса, или Ничто не ново под Луной

Фрагменты человеческих костей были найдены в гроте Рипаро Меццена ещё в 1957 году. Останки залегали в слое шарантского мустье, а потому сразу были определены как неандертальские, несмотря на малое число определимых на обломках признаков. В 2006 году был произведён анализ митохондриальной ДНК, который полностью подтвердил первое заключение: геном оказался вполне неандертальским. Однако, не всё так просто...

Челюсть из Меццены. Фото из обсуждаемой статьи

В новой статье, опубликованной в электронном журнале PLOS ONE, франко-англо-итальянская группа исследователей наконец-то решила рассмотреть морфологические особенности людей из Меццены. Как бы совсем нежданно выяснилось (с 1957 года никто так и не озаботился описать фрагменты: "Что там – опять неандерталец? Сколько можно! Положите его в коробку на ту дальнюю полку..."), что подбородочный выступ на обломке челюсти совсем даже не нандертальский. Авторы статьи приводят подробный и детальный разбор особенностей рельефа симфиза человека из Меццены и сравнивают его с длинным рядом других архаичных гоминид – от Баринго и Тернифина до Кро Маньона и Абри Пато. В общем-то, достаточно уже и фотографий. Челюсть из Меццены выглядит совсем не неандертальски: подбородочный выступ хотя и слаб, но имеет все отличительные черты сапиенса, альвеолярная дуга не уплощена (у неандертальцев линия резцов почти прямая), хорошо изогнут перед челюсти и при взгляде снизу, двубрюшные ямки расположены не строго снизу (как это было бы у неандертальца), а наклонно, что опять же типично для сапиенсов. Описание отлично подтверждается расчётами: параметры итальянской кости идеально вписываются в размах изменчивости верхнепалеолитических сапиенсов Европы и капитально расходятся с неандертальскими.

И это всё – при образцово неандертальской ДНК! Неандертальская она, кстати, и во фрагменте черепа из Меццены, исследованном ранее, о чём уже говорилось.

Датировка людей из Меццены довольно поздняя для неандертальцев, но не слишком ранняя для кроманьонцев – 34,5 тыс.л.н. Таким образом, напрашивается несколько объяснений.

Во-первых, полученные результаты ставят вопрос об адекватности выделения ДНК из костей подобной древности. Про это много говорилось, но может спросить ещё разок: "Товарищи генетики, а Вы уверены, что получаете более-менее целую ДНК неандертальца, а не артефакт?" Сходство ДНКи из разных индивидов вроде говорит о том, что всё это – не просто глюк, но кто знает?..

Во-вторых, если ДНК всё же не повреждённая: действительно ли имеющиеся отличия говорят о давнем расхождении линий? Мутации – штука непредсказуемая, генный дрейф – и подавно.

Но это варианты осторожно-пессимистические, упаднические и попахивающие занудством и неверием в прогресс. Гораздо интереснее третья возможность.

В-третьих (к этому варианту склоняются авторы статьи), наличие неандертальской мт-ДНК в сапиентной по морфологии кости хорошо интерпретируется как результат метисации.

Мама-неандерталка, папа-кроманьонец. Время и место идеально подходят. Всё сходится!

Показательно, что среди других позднейших неандертальцев авторы рассматриваемой статьи (конечно, и тут вполне неожиданно) тоже обнаружили уклонение в сторону сапиенсов. Особенно этим отличается Спи 1. Среди более-менее стандартных неандертальцев край распределения, направленный в сапиентную сторону, занимают Ля Феррасси 1 и, конечно, Сен Сезер.

Так и хочется воскликнуть: КТО БЫ МОГ ПОДУМАТЬ?! Ещё хочется ехидно сказать: "А я же говорил!", ибо в своей кандидатской диссертации, писанной на ранней заре XXI века, я, помнится, на основании гораздо большей цифири пришёл ровно к тем же – и даже большим – выводам. Но, как ни жаль признаваться, я отнюдь не был первым. Подобного рода факты и заключения, если честно, были известны ещё в XIX веке. Всё же приятно, когда в далёкой тёплой стране умные люди ещё разок приходят к той же мысли, да ещё обосновывая её столь мудрёными и высокотехнологичными методами, как секвенирование ДНК и геометрическая морфометрия.

• Condemi S., Mounier A., Giunti P., Lari M., Caramelli D. et Longo L. Possible interbreeding in late Italian Neanderthals? New data from the Mezzena jaw (Monti Lessini,Verona,Italy) // PLOS ONE, 2013, V.8, №3, p.e59781. http://www.plosone.org/article/info%3Adoi%2F10.1371%2Fjournal.pone.0059781
  • Caramelli D., P. Giunti, Ricci S., Condemi S. et Longo L. Morphological Revision and Genetic Typing of a Neanderthal Fossil from Riparo Mezzena (Verona, Italy) // Paleoanthropology Society meeting, Puerto Rico, 2006, 25 April, A55.

"Все заняты, другие опять с рассказами об имуществе, наука совсем на заднем плане. Поверхностное образование, приходится слушать скучные банальные фразы при любом случае.

Дамы особенно кричат, курят чрезмерно и болтают о своих правах и воспитании. При этом иногда становится мерзко на душе"

Н.Н. Миклухо-Маклай, 1869 г.