Новости антропологии
30.04.2013
Автор: С. Дробышевский

В Чагырской пещере нашли денисовца? Неандертальца? "Чагырца"?..

Алтайская земля не устаёт радовать антропологов. Лишь начал утихать ажиотаж, развернувшийся всвязи с обнаружением "денисовцев", как трудолюбивые археологи нашли "чагырцев".

Локтевая кость из Чагырской пещеры в различных проекциях. Фото из обсуждаемой статьи М.Б. Медниковой

Фрагмент нижней челюсти из слоя 6в/1 в Чагырской пещере. Фото из обсуждаемой статьи А.П. Бужиловой

В 2008-2012 годах в Чагырской пещере экспедиция под руководством С.В. Маркина производила раскопки. В слоях, образовавшихся 40-45 тысяч лет назад, были найдены многочисленные мустьерские орудия, весьма схожие с таковыми из пещеры Окладникова. А в окладниковской пещере, как известно из анализа митохондриальной ДНК, жили и неандертальцы, и сапиенсы. А в то же время ("в то же" – это "очень давно", ибо точных датировок нет) неподалёку (в Сибири, как известно,100 км– соседи) в Денисовой пещере жили и неандертальцы, и "денисовцы", и – можно догадаться – сапиенсы. А орудия там тоже образцово-показательно мустьерские. Так что жителями Чагырской пещеры потенциально могли быть кто угодно. И их кости были таки найдены!

В последнем номере новосибирского журнала "Археология, этнография и антропология Евразии" М.Б. Медникова и А.П. Бужилова опубликовали две статьи, посвящённые антропологическим находкам из Чагырской пещеры. Они не отличаются особенной целостностью, зато находок этих довольно много. Обнаружены нижняя челюсть, фрагмент затылочной кости, многочисленные зубы, позвонки, ребро, грудина, ключица, таз, куски костей рук и ног, коленная чашечка, кости кистей и стоп. Кости принадлежали минимум трём индивидам разного возраста, хотя были разрознены и разломаны. В публикациях подробно описаны зубы и локтевая кость.

Зубы

Зубы из Чагырской пещеры очень большие. Такие же размеры абсолютно типичны для неандертальцев, но крайне редко встречаются у верхнепалеолитических кроманьонцев. В ту же сторону указывают и одонтоглифические признаки – особенности строения эмали – разного рода бугорки, ямки и бороздки. Однако, как по некоторым размерам, так и по целому ряду описательных признаков чагырские зубы явно отличаются от неандертальцев в сапиентном направлении. Характерно, что такой же смешанный или переходный комплекс характерен и для зубов из пещеры Окладникова. Конечно, интерпретировать такое сочетание можно двояко. С одной стороны, переходность признаков вполне может означать эволюционную переходность. Без сомнения, такая версия не может не порадовать А.П. Деревянко – ярого сторонника независимого возникновения сапиенсов на основе местных палеоантропов в Европе и Азии.

С другой же стороны, промежуточность и полусапиентность позднейших неандертальцев, живших в то же время, когда из-за лесу из-за гор уже наступали сапиентные орды, запросто объяснима метисацией.

Такой расклад не может не порадовать автора этих строк, который с упорством готов находить всё новые свидетельства резкого "посапиентнения" последних неандертальцев из-за смешения с кроманьонцами. Приятно, когда всем приятно!

Локтевая кость

Даже более любопытным кажется фрагмент локтевой кости. Казалось бы, невелика находка – только верхняя часть. Однако, на ней Мария Борисовна исхитрилась измерить аж 25 размеров! Приятно и то, что данная часть скелета сохраняется не так уж редко, так что сравнение оказалось возможно почти с тремя десятками других ископаемых людей – палео- и неоантропов. И тут выявились три замечательнейшие вещи!

Во-первых, на верхушке чагырской кости есть окостенение связки. Похожие выросты нередки у неандертальцев. В некоторых случаях подобные штуки могут быть следствием болезни Форестье (диффузный идиопатический гиперостозный синдром или DISH). Таковая обнаружена у шанидарцев и киик-кобинца, но постановка этого диагноза требует оценки состояния многих костей, а в Чагырской пещере их явно не хватает. Любопытно, что часто болезнь Форестье связана с жирной мясной диетой – как раз неандертальский случай. У современных людей она также сопровождается диабетом (вряд ли он грозил чагырцу в силу опять же его диеты) и ожирением. Это уже даёт нам определённый облик – художникам на заметку...

Во-вторых, по большинству измерительных и описательных признаков кость выраженно неандертальская. Это хорошо соответствует выводу, сделанному на основании исследования зубов. В частности, судя по некоторым особенностям, чагырец умел очень здорово вертеть ладонью вперёд-назад (пронировать и супинировать кисть) и часто пользовался согнутой рукой – это отмечено для многих неандертальцев.

Но есть и в-третьих! Ширина венечного отростка "чагырца" чрезвычайно велика – рекордна для всех измеренных ископаемых гоминид! Любопытно, что единственный африканский эректус, попавший в анализ, – Баринго 66 – отличается прямо противоположной – одной из минимальных – величиной этого размера. Так что данная особенность чагырца вряд ли является архаичной, скорее уж специализированной. Конечно, трудно оценивать значение единственного признака на единственной кости, но рекорды всегда привлекают внимание. Стоит заметить, что в отличие от зубов из Чагырской пещеры, локтевая кость не обнаруживает какой-то промежуточности к сапиенсам. Напротив, она показательно несапиентная: в многомерном анализе она оказалась на краю распределения неандертальцев, причём на краю, максимально удалённом от сапиенсов. И тут мы можем задуматься: а вправду ли перед нами кость неандертальца?

Пока "денисовцы" известны лишь по ДНК, можно гадательно присваивать им любые особенности. А ежели же это и не "денисовец", то кто? "Чагырец"?

Что ж, пещеры Алтая, видимо, хранят в своих тёмных недрах ещё множество сюрпризов. Ещё ждут своих исследователей восемь зубов из алтайской пещеры Страшной... Зубы происходят из верхнепалеолитического слоя, но удивительно велики, чем, кстати, напоминают зубы из Лиственки и Мальты. Если сибирские сапиенсы как бы неандерталоидны, а неандертальцы – как бы сапиентоидны, нет ли тут некого намёка? Хочется верить, что проблема когда-нибудь решится находкой полноценных скелетов алтайского "денисовца", неандертальца и кроманьонца. Но для этого надо копать! Пожелаем же сибирским археологам удачи в этом нелёгком труде!

• А.П. Бужилова. Одонтологические материалы из среднепалеолитических слоев алтайских пещер //  Археология, этнография и антропология Евразии 1 (53) 2013, с. 55-65.
  • М.Б. Медникова. Локтевая кость представителя рода Homo из Чагырской пещеры на Алтае (морфология и таксономия) // Археология, этнография и антропология Евразии 1 (53) 2013, с. 66-77.

Польский летописец XV-го века Ян Длугош сообщал, что "на полях деревни Нохов, лежащей около города Срема в познанском епископстве, как равно и в деревне Козельско на земле Палуки близ озера Лекно, родятся под землей сами по себе и единственно силой природы без какого-либо участия человека сосуды всякого рода и разного облика, подобные тем, которые люди обычно употребляют. Они, правда, тонкие и рыхлые, пока находятся под землей в родном гнезде, зато становятся крепкими, будучи вынуты и отвердев под действием ветра и солнца..."