English Deutsch
Новости
Новости антропологии
03.07.2013
Автор: А. Соколов

Неандертальцам стоило бы посещать онколога…

Обнаружена древнейшая костная опухоль. Она более чем на 100 тысяч лет старше всех ранее известных случаев подобных заболеваний. Речь идет о фиброзной дисплазии, поразившей левое ребро неандертальца из Крапины. Статья об этой находке опубликована в июне в журнале PLoS ONE.

Сверху - фрагмент ребра Крапина 120.71. Видна зияющая полость, оставшаяся от опухоли. Снизу - для сравнения, фрагмент здорового ребра Krapina 120.6, видна нормальная трабекулярная структура. Иллюстрация из обсуждаемой статьи.

«Дисплазия» означает ненормальный рост ткани, при котором нарушена дифференциация клеток. 

Кость состоит из двух типов тканей - компактной и трабекулярной (губчатой). Компактная ткань – наружная, плотная (корковая) структура; губчатая – внутренняя рыхлая ячеистая ткань, сформированная костными трабекулами. Фиброзная дисплазия кости  - часто встречающаяся доброкачественная опухоль, поражающая губчатую часть кости, в результате чего губчатая ткань замещается фиброзной (состоящей из упругих волокон). Такое образование может развиться на отдельной кости (что случается чаще), или же поразить сразу несколько костей. 

Палеоантропологам редко приходится иметь дело с онкологией. Костные опухоли – к счастью, относительно редкое заболевание, и еще реже они сохраняются в ископаемом виде. Во-первых, в древности люди часто умирали молодыми и до развития опухолей просто не доживали. Во-вторых, обнаружить опухоль на ископаемых костях - даже если она есть! -  сложно, ведь кости разрушаются, деформируются осадочными породами и т.д.

До недавнего времени самыми древними известными случаями такого рода были опухоль мозга египетской мумии возрастом около 4000 лет и пораженная опухолью древнеримская тазовая кость возрастом 1600 лет. 

И вот – фрагмент из Крапины номер 120.71.

Невзрачный обломок левого ребра длиной 30 мм. Вероятно, это 3-е - 6-е ребро, и оно хорошо подходит к другой находке -  левому ребру взрослого человека К120.1. Возможно, оба фрагмента принадлежали одному индивиду, судя по сходной сохранности и близкой степени развития мышечного рельефа. 

Находка сделана более 100 лет назад, между 1899 и 1905 годами, среди других 900 костей неандертальцев, вместе с тысячей археологических артефактов в знаменитой пещере Крапина на севере Хорватии, примерно в 40 км северо-западнее Загреба. Возраст останков в пещере, полученный  в 1995 году методами ESR и урановых серий - 120 000-130 000 лет. Мрачную славу находкам в Крапине добавило то, что найденные здесь человеческие кости были раздроблены и обуглены, да еще беспорядочно разбросаны в культурном слое, вместе с костями животных. Возможно, перед нами следы каннибальского пиршества... 

В 1980 году в Университете Пенсильвании проведено рентгеновское исследование всей коллекции; книга с его результатами опубликована в 1999 году. Большинство  рентгеновских снимков довольно высокого качества, за исключением того самого фрагмента ребра К120.71, на изображении которого заметен некий как бы «засвет». 

Исследователи заинтересовались этим образцом.  Фрагмент тщательно изучили, в том числе путем сканирующей компьютерной микротомографии, с помощью которой было получено 500 последовательных снимков. Кусок ребра отличает характерная особенность -  бОльшую его часть занимает полость, «камера», внутри которой трабекулярная ткань утрачена. Это очень похоже на результат опухоли, поразившей ребро. Камера крупная (24 X 16 X 10 мм), а поскольку К120.71 - лишь фрагмент ребра, изначально полость была еще больше. Оригинальная ткань, сформировавшая опухоль, со временем распалась, образовав эту пустоту. Рентгенографический вид поражения, расположение опухоли на внутренней стороне ребра, а также предполагаемый  возраст индивида позволили авторам исследования поставить диагноз: фиброзная дисплазия (рассматривались и другие варианты, в том числе  посттравматическое поражение  и хронический остеомиелит, но были решительно отвергнуты).

Считается, что рост частоты опухолевых заболеваний среди людей коррелирует с увеличением средней продолжительности жизни. Кроме того, на развитие онкологических заболеваний непосредственно влияет ухудшение экологической обстановки. Средняя продолжительность жизни неандертальцев была как минимум в два раза ниже, чем у нас с вами. Про экологию я уже не говорю – глупо сравнивать! По идее, онкологические заболевания у доисторических людей должны были встречаться крайне редко. Именно поэтому находка костной опухоли 120-тысячелетнего неандертальца – заметное событие, дающее повод задуматься о природе и истории подобных заболеваний. 

В популярных материалах авторы идут дальше. 

"Неандертальцы были подвержены тем же типам опухолей, что и современные люди, несмотря на различия в среде обитания".

"У них не было пестицидов, но они, вероятно, спали в пещерах, где горел огонь. Вероятно, они вдыхали много дыма", -  говорит Дэвид Фрэйер, антрополог из Университета Канзаса и один из авторов исследования, в интервью  National Geographic. 

Конечно, находка ценная и важная, но не слишком ли далёко идущие выводы извлекаются из одной-единственной костной опухоли?


Источники:

См. также:

Благодарим Д. Третинко за помощь



Интересно

Новорожденный ребенок совершенно беспомощен: он не может самостоятельно держаться за тело матери, не может поддерживать температуру собственного тела без контакта с материнским телом, наконец, его сенсорные способности развиты несравненно хуже, чем у новорожденных гориллят, шимпанзят или бонобо. Чтобы появляться на свет столь зрелым, как детеныши человекообразных обезьян, человеческий плод должен был бы находиться в утробе матери около 20 месяцев. В сущности, новорожденный должен был бы достигать размеров годовалого ребенка. Даже непосвященному очевидно, что ни одна женщина не в состоянии родить ребенка такого размера.

Источник: М.Л.Бутовская. Тайны пола. Мужчина и женщина в зеркале эволюции. Фрязино: "Век 2", 2004.

Catalog gominid Antropogenez.RU