Новости антропологии
05.07.2013
Автор: А.Г.Козинцев

Опубликованы результаты нового крупномасштабного исследования геномов высших приматов

В журнале “Nature” 3 июля 2013 г. опубликована статья «Генетическое разнообразие и популяционная история высших приматов», подписанная 55 генетиками (лидеры группы – Ксавьер Прадо-Мартинес из Института эволюционной биологии в Барселоне и Питер Садмант из университета штата Вашингтон в Сиэтле).

Подпись к рисунку. Эволюционное древо высших приматов по новым генетическим данным. Синие цифры справа – оценки эффективной численности популяций после отделения от ближайшей сестринской группы. Иллюстрация из обсуждаемой статьи

Авторы изучили 89 млн точечных нуклеотидных полиморфизмов (SNP) у 79 представителей различных подвидов всех шести видов крупных человекообразных обезьян – шимпанзе, горилл и орангутанов, – а также у 9 людей (трех африканцев и шести жителей других континентов).

Внутривидовая генетическая вариабельность у человека не выходит за пределы внутривидовой изменчивости у других высших приматов, а точнее, находится на ее нижней границе. Гетерозиготность оказалась ниже всего у западных шимпанзе, бонобо, восточных горилл (это связано с инбридингом), а также у людей, особенно представителей неафриканских групп. Последнее вызвано постепенной утратой генетической изменчивости после исхода сапиенсов из Африки и их расселения по миру. Наиболее высокая гетерозиготность обнаружена у суматранских орангутанов.

Выявлено почти 2 тыс. генетических вариантов с утраченной функцией (loss-of-function variants), причем темпы закрепления таких мутаций в геномах людей и человекообразных обезьян сходны. Это противоречит мнению, что важным фактором эволюционного успеха человека была фиксация ряда генов с утраченной функцией.

Особый интерес представляют оценки дивергенции различных ветвей. Линия орангутана, согласно этим подсчетам, обособилась 13-14 млн лет назад, линия гориллы – 6-7 млн лет назад, линии обыкновенных шимпанзе и бонобо – около 1,5 млн лет назад, а четыре подвида шимпанзе генетически дивергировали 800-900 тыс. лет назад, образовав две крупные группировки – западную и восточную.

Генетическая дивергенция линий человека и шимпанзе, по новейшим данным, произошла лишь около 5 млн лет назад,

окончательное же расхождение обоих видов на уровне популяций (оно всегда происходит позже генетической дивергенции) имело место всего 3-4 млн лет назад. Авторы не обсуждают этот результат, поскольку их интересовали прежде всего человекообразные обезьяны. Если новые оценки подтвердятся, то таксономический статус предшественников австралопитеков, в частности оррорина древностью 6 млн лет и ардипитека древностью 4,4 млн лет, становится проблематичным.

В дополнительных материалах к статье опубликованы две внушительные генетические дендрограммы – одна на основании аутосомных локусов, другая – на основании мтДНК. В общих чертах они сходны, но есть и различия. Упомяну взаимоположение человеческих групп, реконструированное по данным о девяти представителях разных рас. По аутосомным локусам первыми от общего ствола отделились бушмены, за ними пигмеи, потом мандинка, далее папуасы и наконец разошлись линии европеоидов и монголоидов. Между тем, по мтДНК бушмены и пигмеи связаны близким родством и образуют древнейший кластер; следующей по древности группой являются мандинка. Дальнейшее же ветвление явно лишено эволюционного смысла (папуасы объединились с индейцами каритиана, французы – с дайцами и т.д.) Авторы отмечают, что древо, построенное по данным об аутосомных локусах, заслуживает большего доверия. На эволюции мтДНК сказываются случайности – речь идет всего лишь об одном, хотя и чрезвычайно полиморфном, локусе. То, что наследование происходит только по женской линии, вносит дополнительный элемент непредсказуемости.