Новости антропологии
02.08.2013
Автор: А.Г.Козинцев

Новые данные об Y-хромосоме помогают уточнить древность нашего общего предка по мужской линии

В журнале “Sciеnce” oт 2 августа 2013 г. опубликованы два исследования, относящихся к полиморфизму Y-хромосомы. Одно из них проведено генетиками из группы К. Бустаманте, изучившими 69 мужчин – представителей девяти географических групп с разных континентов [Poznik et al., 2013]. Калибровка осуществлялась с помощью сопоставления генеалогий индейских гаплогрупп данной хромосомы с возрастом древнейшей стоянки в Новом Свете – Монте-Верде (14,6 тыс. лет). Оценка древности последнего общего предка всех человеческих групп – 120-156 тыс. лет, что, как полагают авторы, соответствует древности «африканской Евы» (по их оценкам – 99-148 тыс. лет).

Предполагаемое распределение различных групп гомининов 190 тыс. лет назад (А) и 71 тыс. лет назад (B) [Cann, 2013].

Древнейшие человеческие группы, по данным Бустаманте и его соавторов – бушмены и пигмеи. Однако в исследование не включены данные о древнейшей в мире Y-хромосомной гаплогруппе А00, которую недавно обнаружили генетики из группы М. Хаммера у представителей камерунского народа мбо и их афроамериканского потомка. На основании этой гаплогруппы возраст «африканского Адама» был оценен в 338 тыс. лет  [Mendez et al., 2013].

Второе исследование принадлежит П. Франкалаччи с соавторами (лидер группы – Ф. Кукка). Они исследовали точечные нуклеотидные полиморфизмы (SNP) Y-хромосомы у 1204 сардинцев, а также пяти представителей других европейских групп [Francalacci et al., 2013]. Данные калиброваны по дате древнейших неолитических памятников Сардинии – 7,7 тыс. лет назад. Если темп мутаций оставался постоянным, то «африканский Адам» жил 180-200 тыс. лет назад. Это раньше, чем по данным первого исследования, хотя данные о гаплогруппе-прародительнице A00 здесь также не учтены. Видимо, генетики, не подвергая сомнению ее реальность, все-таки пока не склонны включать ее в анализ, поскольку возраст ее почти вдвое превышает древность известных науке сапиенсов.

Итак, представление о том, что «Адам» моложе «Евы», можно считать окончательно опровергнутым.

Скорее всего, он древнее ее. Миграция сапиенсов из Африки, по данным о патрилиниях, также произошла раньше, чем казалось на основании данных о матрилиниях. Древность общего мужского предка всех неафриканских групп мира, по новой оценке – около 110 тыс. лет [Там же], что примерно соответствует древности людей из Схула и Кафзеха. Быть может, палестинские сапиенсы не были тупиковой ветвью, как казалось до сих пор? Действительно, если новая оценка верна, то нижняя челюсть сапиенса (судя по подбородочному выступу) из Чжижэня в южном Китае, имеющая древность более 100 тыс. лет [Liu et al., 2010], перестанет казаться эволюционной аномалией или аргументом в пользу полицентризма и станет первым документальным свидетельством раннего проникновения людей современного типа в Восточную Азию.

Итог новым исследованиям подводит первооткрывательница «африканской Евы» – Ребекка Канн [Cann, 2013]. Она соглашается с тем, что заселение сапиенсами Евразии началось еще в начале теплой морской изотопной стадии 5 – не позже 100 тыс. лет назад. Новые археологические данные, относящиеся, в частности, к индустрии микропластин, свидетельствуют о том, что маршрут первой миграции сапиенсов из Африки в Юго-Восточную Азию пролегал не по прибрежным районам, а по внутренним, в обход Индии [Mishra et al., 2013]. В Индию же, согласно гипотезе индийских археологов, сапиенсы проникли со второй миграционной волной, во время холодной морской изотопной стадии 4 (74-60 тыс. лет назад). Именно Индия, согласно гипотезе С. Мишры и ее коллег, могла быть вторичным очагом расселения сапиенсов по Евразии во время теплой морской изотопной стадии 3 (60-24 тыс. лет назад) [Там же].

Литература:

• Cann R.L. Y weigh in again on modern humans // Science. 2013. Vol. 341, N 6145. P. 465-467.
  • Francalacci P., Morelli L., Angius A. et al. Low-pass DNA sequencing of 1200 Sardinians reconstructs European Y-chromosome phylogeny // Science. 2013. Vol. 341, N 6145. P. 565-569.
  • Liu W., Jin C.Z., Zhang Y.Q. et al. Human remains from Zhirendong, South China, and modern human emergence in East Asia // Proceedings of the National Academy of Sciences of USA. 2010. Vol. 107, N 45. P. 19201–19206.
  • Mendez F.L., Krahn T., Schrack B. et al. An African American paternal lineage adds an extremely ancient root to the human Y chromosome phylogenetic tree // American Journal of Human Genetics. 2013. Vol. 92, N 3. P. 454–459.
  • Mishra S., Chauhan N., Singhvi A.K. Continuity of microblade technology in the Indian subcontinent since 45 ka: Implications for the dispersal of modern humans // PLoS ONE. 2013. Vol. 8, N 7, e69280.
  • Poznik G.D., Henn B.M., Yee M.C. et al. Sequencing Y chromosomes resolves discrepancy in time to common ancestor of males versus females // Science. 2013. Vol. 341, N 6145. P. 562-565.

Существует много необычных методов добычи окаменелостей. Самый оригинальный придумал в 1886 году американский "охотник за динозаврами" Джон Белл Хэтчер, помощник известного палеонтолога Чарльза Марша. Он заметил, что в муравейниках Небраски и Дакоты в изобилии встречаются зубы мезозойских млекопитающих, имеющие такие же размеры, что и камешки, которые муравьи используют для постройки своих домов.