Новости антропологии
23.11.2013
Автор: А. Соколов

Неандертальцы вили веревки, ловили зайцев и собирали грибы…

Наши читатели, вероятно, в курсе того, как сильно в последние годы изменился образ неандертальцев, формируемый прессой и телевидением. Из туповатых неповоротливых громил древнейшие европейцы превратились в искусных охотников, ремесленников, художников и мореплавателей…

Каменные орудия из слоя 4 Абри ду Марас. Иллюстрация из обсуждаемой статьи

А - растительный фрагмент на орудии из Абри ду Марас; B - фрагмент корня современного тростника. Буквами PT показано расположение растительных фрагментов на поверхности орудия. Иллюстрация из обсуждаемой статьи

Растительные волокна (и похожие на них структуры) на поверхности орудий

Скрученные волокна на поверхности орудий. Иллюстрация из обсуждаемой статьи

Предположительно, споры грибов. Иллюстрация из обсуждаемой статьи

Фрагменты бородок птичьих перьев. Иллюстрация из обсуждаемой статьи

Предположительно, фрагмент рыбьей чешуи. Иллюстрация из обсуждаемой статьи

Предположительно, наконечники метательных орудий. Внизу (L, M, N) - фрагменты кожи и древесины на поверхности одного из артефактов. Иллюстрация из обсуждаемой статьи

Отчасти такие представления справедливы и подкреплены археологией. Вспомним недавние находки орудий для выделки кожи, украшений (перфорированных раковин, орлиных когтей, птичьих перьев); красителей (охра) и даже приписываемых неандертальцам наскальных рисунков…

В то же время, многие специалисты считают, что по крайней мере в добывании пищи неандертальцы не отличались изобретательностью. Будучи специализированными хищниками, они охотились на крупных травоядных млекопитающих, а если и использовали другие пищевые ресурсы, то только с голодухи, когда в ближайшем гипермаркете  окрестностях неандертальской стоянки заканчивались мамонты и носороги. В конце концов, чтобы поймать небольшое и шустрое животное (типа зайца), у них не хватало ловкости и смекалки.

Какие же доводы приводились в защиту этой точки зрения? Ну, например, изотопный анализ неандертальских зубов. По характеру накопления изотопов азота и углерода неандертальцы походили на гиен, волков и пещерных медведей.  А промысловыми видами, характерными для неандертальцев, согласно реконструкциям действительно оказывались крупные травоядные.

Однако, эти выводы основывались на относительно небольшой статистике, охватывающей лишь часть неандертальского ареала. Не поторопились ли мы, рисуя на этом шатком основании портрет типичного неандертальца?

И вот, в последние 10 лет начал вырисовываться портрет ДРУГИХ неандертальцев. Эти неандертальцы могли охотиться на кроликов и даже птиц, а также употребляли в пищу растения! (впрочем, см. здесь).

Авторы новой статьи в Quaternary Science Reviews доказывают, что уже около 90 тысяч лет назад обитатели стоянки Абри ду Марас (на юге Франции)  вели себя на удивление разумно...

Пещера Абри ду Марас  расположена в километре от реки Ардеш. Раскопки здесь начались еще в 50-60-е годы 20 века, а затем возобновились в 2006 году. Наиболее интересен слой номер 4: на площади более 40 м2 найдены многочисленные кости животных, каменные орудия, следы очагов.

Уран-ториевое датирование дало для границы 5-го и 4-го слоев возраст от 72 до 91 тысячи  лет. Комбинированным методом ESR-U/Th на зубах оленя для верха 5-го слоя получена цифра 95 тысяч лет. Так что возраст слоя 4, вероятно, чуть моложе 90 тысяч лет. Судя по палеоклиматическим реконструкциям, от слоя 5  к слою 4 условия менялись от теплых и влажных к более холодным и сухим (это подтверждается сменой фаун), количество лесов сокращалось.

Всего в 4-м слое обнаружено более 3600 орудий  (отщепы, пластины, остроконечники), выполненных в основном в левалуазской технике. Найдены и два участка, откуда неандертальцы приносили сырье для изготовления орудий (кремень). Интересно, что один из этих участков находится на расстоянии более 10 км к северу от пещеры, а чтобы добраться до второго, нужно переправляться на другой берег реки.

Как проводилось исследование?

Отдельного рассказа заслуживают методы работы (уважаемые археологи, вы должны оценить!). Дабы избежать контакта с окружающей средой, каменные артефакты после извлечения из слоя не чистили, а сразу помещали в самозаклеивающиеся пластиковые пакеты, в которых доставляли в лабораторию. Там поверхность орудий осматривали под мощным микроскопом. Таким образом обследовали 129 находок. Ученых интересовал характер износа рабочего края, а главное – микроскопические остатки, прилипшие к поверхности.

Все обнаруженные на орудиях микрофрагменты фотографировались и сверялись с обширной базой данных (более 1000 экспериментальных образцов), а также с опубликованными ранее материалами.

Исследователям Абри ду Марас повезло: благодаря неким специфическим условиям, орудия вскоре после захоронения покрылись тонкой кварцевой пленкой. Пленка и позволила сохраниться микроскопическим остаткам того, с чем орудия соприкасались еще при жизни их изготовителей… (Авторы подчеркивают, что с высокой вероятностью найденные микрофрагменты НЕ являются современным загрязнением).

Каковы итоги исследования?

Растительные остатки, древесина

Вид растений, увы, сложно определим по столь крошечным фрагментам. Однако в ряде случаев по крайней мере ясно, что это дерево, причем древесные остатки часто расположены вдоль рабочего края орудия. Исследователи делают вывод, что орудия, вероятно, использовались для обработки дерева. А в  тех случаях, когда древесные остатки находятся у тыльной части и у основания орудия, можно предположить, что здесь когда-то находилась деревянная рукоятка.

Скрученные волокна

На поверхности 4-х орудий найдены маленькие фрагменты волокон растительного происхождения, и еще на 8 орудиях – некие структуры, «похожие на волокна» (по строению они напоминают прожилки лиственных однодольных растений, возможно, тростника).

5 фрагментов волокон перекручены. Эксперименты убедили авторов, что при обработке дерева (строгании, сверлении и т.п.), а также при очистке и разрезании растений такое перекручивание  возникнуть не может.

Гораздо вероятней другая версия: перед нами остатки древнейшей веревки.

Возможно, наконечник с помощью этой веревки крепился к древку копья. Авторы выдвигают и другие объяснения. Орудие могло использоваться в процессе изготовления веревок. А может быть, отщеп просто лежал в веревочном мешке, который неандерталец носил с собой?

Споры грибов

Или что-то, очень напоминающее их, найдено на 2-х орудиях, причем на одном – вдоль рабочего края. Похоже на шампиньоны…

Останки мелкой дичи

На 17 орудиях обнаружены фрагменты волос, кожи, коллагена, кости. 3 крошечных фрагмента волос относятся к какому-то виду кролика.  Показательно, что вместе с этими артефактами на стоянке найдены кости зайцеобразных, на двух из которых есть отметины от каменных орудий.

Птичьи перья

На трех отщепах есть фрагменты птичьих перьев (на одном орудии - некой хищной птицы, на втором – возможно, утки или гуся; третью птицу определить не удалось).

Рыбья чешуя

Два отщепа со следами чего-то, похожего на рыбью чешую, вдоль рабочего края. Правда, фрагменты очень маленькие и деформированные. Рядышком на стоянке валяется множество (167) рыбьих костей и чешуек (голавль и окунь). Удалось определить даже примерный размер рыбы – от 550 до 850  г! Хотя на костях нет отметин от орудий, по мнению авторов, не так уж много хищников может поймать столь крупную рыбину. Что же это, как не следы удачной неандертальской рыбалки?

Дротики?

6 небольших каменных наконечников с повреждениями ударного характера. Сопоставив эти орудия с современными этнографическими материалами, авторы нашли, что наконечники скорее подходят для метательных дротиков, нежели для копий ближнего боя.

Особенно важно, что на нескольких наконечниках найдены следы древесины (древка?), а также растительные фрагменты и частицы кожи, оставшиеся, возможно, от веревок или ремешков, которыми наконечник крепился к древку.

РЕЗЮМЕ

Итак, неандертальцы в Абри ду Марас:

• изготавливали орудия из дерева
  • вили веревки
  • этими веревками привязывали наконечники к рукояткам
  • охотились на кроликов и птиц (возможно, с помощью метательных дротиков)
  • ловили рыбу
  • употребляли в пищу растения
  • собирали грибы…

Сами понимаете, археологи крайне редко находят нечто, похожее на веревку, даже на памятниках, относящихся к гораздо более поздним временам, чем в нашем случае. Тем не менее, можно упомянуть переплетенные волокна на памятнике Охало II в Израиле (19 тыс. лет назад), а также – в качестве косвенного свидетельства – отпечаток на глине в местонахождении Павлов I (27 тыс. лет назад). Конечно, в обоих случаях речь идет о Homo sapiens sapiens.

Задумаемся:  более 40 тысяч лет назад древние мореплаватели добрались до Австралии – а как идти в море без такелажа, пусть самого примитивного? Еще задолго до этого неандертальцы как-то попали на Ионические острова в Средиземном море (была этим летом публикация о подобных находках на Кефалинии и Закинфе). А ракушки с дырочками в Бломбос Кейв (Южная Африка) возрастом 72 тысячи лет? Для чего отверстия, если не для веревочки или ремешка?

Есть и более древние свидетельства, например, отверстие в волчьем резце на стоянке Repolusth?hle (Австрия) –  300 тысяч лет назад! Подвеска на шее гейдельбергского человека?

Так что веревочка вьётся не одну сотню тысяч лет, надо просто уметь искать!

Много говорится о вымирающих видах живых существ. А сколько новых видов открывается ежегодно?

Международный Институт исследования видов каждый год издает "Положение о наблюдаемых видах" (The State of Observed Species - SOS). В этом отчете обобщены сведения о новых видах живых существ, описанных в последние годы. В отчете "SOS 2010" сообщается, что в 2008 году на нашей планете было описано 18 225 новых видов живых существ, а также открыто 2 140 ископаемых видов. Скачать отчет полностью можно здесь.