Новости антропологии
31.01.2014
Автор: А.К.

Неандертальцы и сапиенсы: выгоды и невыгоды от смешения

29 января 2014 г. опубликованы результаты двух проектов по изучению неандертальского генетического наследия у сапиенсов. В одной из работ, выполненной коллективом под руководством Д. Райка (Sankararaman et al., 2014), приведены данные о неандертальских вариантах генов в полных геномах 1004 людей. От неандертальцев, в частности, предки современных людей получили аллели, контролирующие строение кератиновых нитей и, соответственно, некоторые свойства кожи.

Дэвид Райк, один из авторов исследования.

Авторы полагают, что эти аллели были адаптивно выгодны сапиенсам, переселившимся из Африки в Евразию и попавшим там в новую экологическую нишу. Но от неандертальцев нашим предкам, вероятно, досталась и предрасположенность к некоторым болезням, среди которых - болезнь Крона, билиарный цирроз печени, волчанка и др. К участкам, где неандертальских аллелей совсем мало, относятся, во-первых, те, что контролируют развитие тестикулов, а во-вторых, те, которые локализованы в Х-хромосоме (здесь их в 5 раз меньше, чем в среднем по геному). Итак, речь по-видимому, идет о выработке генетических механизмов, препятствующих гибридизации двух видов.

Другое исследование, выполненное Б. Верно и Дж. Эйки (Vernot, Akey, 2014), основано на исследовании полных геномов 379 европеоидов и 286 монголоидов. Подтвержден вывод о том, что неандертальское генетическое наследие и у тех, и у других представлено в количестве 1-3 %.

Смешение, как полагают авторы, происходило и до расселения сапиенсов по Евразии, и после этого.

Хотя метисы, судя по всему, отличались пониженной плодовитостью, некоторые гены, доставшиеся нам от неандертальцев, в частности, те, что ответственны за цвет кожи, были выгодны нашим предкам в их новой среде обитания.

• Sankararaman S., Mallick S., Dannemann M et al. The genomic landscape of Neanderthal ancestry in present-day humans // Nature. 2014. January 29. DOI: 10.1038/nature12961.
  • Vernot B., Akey J.M. Resurrecting surviving Neandertal lineages from modern human genomes // Science. 2014. January 29. DOI: 10.1126/science.1245938.

28 января - АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ в Санкт-Петербурге

«Приведем отрывок из статьи с гордым названием «Человек», вышедшей в № 4 за 1929 г., где была использована следующая вырезка из «Журналь де деба» (13 августа 1929), представляющего результаты химического анализа организма человека: «Жира в чело­веческом теле хватит на то, чтобы сделать из него 7 кусков мыла. В его организме железа столько, что хватит на гвоздь среднего размера, а сахара - чтобы подсластить одну чаш­ку кофе. Из его фосфора можно сделать 2 200 спичек... Все это сырье можно оценить в 25 франков»».

Предоставлено Викентьевым И.Л.