Новости антропологии
31.01.2014
Автор: А.К.

Неандертальцы и сапиенсы: выгоды и невыгоды от смешения

29 января 2014 г. опубликованы результаты двух проектов по изучению неандертальского генетического наследия у сапиенсов. В одной из работ, выполненной коллективом под руководством Д. Райка (Sankararaman et al., 2014), приведены данные о неандертальских вариантах генов в полных геномах 1004 людей. От неандертальцев, в частности, предки современных людей получили аллели, контролирующие строение кератиновых нитей и, соответственно, некоторые свойства кожи.

Дэвид Райк, один из авторов исследования.

Авторы полагают, что эти аллели были адаптивно выгодны сапиенсам, переселившимся из Африки в Евразию и попавшим там в новую экологическую нишу. Но от неандертальцев нашим предкам, вероятно, досталась и предрасположенность к некоторым болезням, среди которых - болезнь Крона, билиарный цирроз печени, волчанка и др. К участкам, где неандертальских аллелей совсем мало, относятся, во-первых, те, что контролируют развитие тестикулов, а во-вторых, те, которые локализованы в Х-хромосоме (здесь их в 5 раз меньше, чем в среднем по геному). Итак, речь по-видимому, идет о выработке генетических механизмов, препятствующих гибридизации двух видов.

Другое исследование, выполненное Б. Верно и Дж. Эйки (Vernot, Akey, 2014), основано на исследовании полных геномов 379 европеоидов и 286 монголоидов. Подтвержден вывод о том, что неандертальское генетическое наследие и у тех, и у других представлено в количестве 1-3 %.

Смешение, как полагают авторы, происходило и до расселения сапиенсов по Евразии, и после этого.

Хотя метисы, судя по всему, отличались пониженной плодовитостью, некоторые гены, доставшиеся нам от неандертальцев, в частности, те, что ответственны за цвет кожи, были выгодны нашим предкам в их новой среде обитания.

• Sankararaman S., Mallick S., Dannemann M et al. The genomic landscape of Neanderthal ancestry in present-day humans // Nature. 2014. January 29. DOI: 10.1038/nature12961.
  • Vernot B., Akey J.M. Resurrecting surviving Neandertal lineages from modern human genomes // Science. 2014. January 29. DOI: 10.1126/science.1245938.

Учёные против мифов - 11. Москва, МИСиС, 19 октября

«Разочарование в разуме - это, собственно, страх перед разумом, кото­рый рано или поздно столкнёт нас с действительностью. Разум нас под­водит, потому что заставляет испробовать боль разочарования, пред­вещая наши неудачи или честно и неумолимо их констатируя. Вот по­чему мы стремимся уклониться от него, как от чего-то неприятного, и пытаемся действовать, как говорится, за его спиной. Мы ведём себя по­добно должнику, уклоняющемуся от своих обязательств и надеющемуся, что всё сойдёт ему с рук, пока его не заставят раскрыть счёта. Отказ от разума есть не что иное, как бегство и уклонение от реально­сти. Это характерная черта упадочных эпох, когда люди утрачивают отвагу жить».

Карел Чапек, Разочаровал ли нас разум? / Письма из будущего. Неизвестный Чапек, СПб, «Глобус», 2005 г., с. 464. Цитата предоставлена Викентьевым И.Л.