English Deutsch
Новости
Новости антропологии
15.03.2014
Автор: С.Дробышевский

Неандертальцы и гормоны: болезнь человека из Марийяк

События прошлого можно реконструировать разными путями. Наблюдения за характером геологических отложений, анализ фауны и флоры, исследования культурных артефактов дают бесценные свидетельства жизни наших далёких предков и их соседей. Но, конечно, самые впечатляющие результаты мы получаем, анализируя останки самих людей. Это даёт неповторимый взгляд на конкретную личность, а из массы таких индивидуальных историй восстаёт общая картина былого.

Фрагмент черепа из пещеры Марийяк. Иллюстрация из обсуждаемой статьи

Раскопки в пещере Марийяк. Места находок останков неандертальца показаны звездочкой и квадратом. Иллюстрация из обсуждаемой статьи

И неважно, что зачастую в нашем распоряжении имеются лишь небольшие обломки: взгляд антрополога распознаёт следы давнишних событий, и способов таких – не счесть.

Один из путей реконструкции жизни пращуров – оценка палеопатологий. Им и воспользовались исследователи останков неандертальцев из пещеры Марийяк. В слое с датировкой 57,6±4,6 тыс.л.н. были найдены крайне фрагментарные останки (всего в Марийяк обнаружено 26 обломков), в том числе кусок свода на границе лобной и теменной костей. Честно говоря, данная часть черепа – одна из самых "безыдейных", обычно кроме толщины костей изъять из неё ничего не удаётся. Не так редко исследователи подобные находки отправляют в запасники на годы. Но не таковы испанские и французские антропологи!

Тщательное изучение фрагмента Марийяк 3 позволило выявить на нём следы довольно редкой патологии – внутреннего лобного гиперостоза, то есть значительного разрастания кости на мозговой поверхности черепа. Строго говоря, сам гиперостоз – не болезнь, а скорее побочный эффект. Непосредственные причины данного отклонения точно неизвестны, но сопровождающие симптомы изучены хорошо. Среди современных людей внутренний лобный гиперостоз чаще всего обнаруживается у пожилых женщин с гормональными нарушениями. Болезнь выражается в повышении концентрации мужских половых гормонов и, как следствие, увеличении жироотложения на животе, появлении мужских признаков – росте бороды и усов, низком голосе, усиленном росте мускулатуры, а также, соответственно, нарушениях женских особенностей. Однако, любопытно, что в древности известны случаи внутреннего лобного гиперостоза у мужчин: в Древнем Египте, бронзовом веке Сирии, индейцев анасази. Среди ископаемых гоминид эта патология встречена у питекантропа Сангиран 2 с Явы, неандертальцев Гибралтар I из Испании и Шанидар 5 из Ирака. Из них первые два с наибольшей вероятностью женские, а последний – мужской. Пол неандертальца Марийяк 3 определить, понятно, трудно, но хитрые расчёты привели исследователей к мысли, что это был мужчина. Все эти люди имели пожилой по древним меркам возраст – старше 40 лет, неандертальцы, возможно, и до 60 лет. Учитывая общее число находок древних людей, частота гиперостоза у неандертальцев оказывается завышенной. Таким образом, среди неандертальцев регулярно встречались гормональные отклонения, причём как среди женщин, так и мужчин.

Фактически, этим заканчивается статья про Марийяк 3. НО... 

Если бы зарубежные коллеги обращали больше внимания на труды российских антропологов, они могли бы знать, что почти двадцать лет назад Елена Николаевна Хрисанфова достаточно детально реконструировала гормональный статус неандертальцев и особенно подчёркивала при этом увеличение у них концентрации андрогенов – мужских половых гормонов. Лобный гиперостоз – крайнее выражение этой тенденции, тогда как и у вполне здоровых неандертальцев маскулинизация выражена весьма ярко. Более того, такая их особенность могла быть в числе причин вымирания наших невезучих родственников, ведь увеличение андрогенов у женщин катастрофически снижает их женственность по всем статьям; в числе прочего резко повышается риск выкидышей. Таким образом, способности к размножению у неандертальцев были изначально ниже, чем у сапиенсов. Мощные, сильные, волосатые, с хриплым низким голосом, агрессивные, но плохо плодящиеся троглодиты даже при изначальном численном превосходстве были обречены на исчезновение перед лицом не столь брутальных пришельцев из Африки.

Что ж, остаётся надеяться, что международное сотрудничество в будущем будет не столь односторонним, а важные научные разработки всех исследователей будут включаться в мировой оборот, ускоряя всеобщий прогресс.


Источники:

  • Garralda M.D., Maureille B. et Vandermeersch B. Hyperostosis frontalis interna in a Neandertal from Marillac (Charente, France) // JHE, 2014, V.67, pp.76-84. 
  • Хрисанфова Е.Н. Неандертальская проблема: новые аспекты и интерпретации // Вестник антропологии, 1997, вып. 3, с.18-34.
  • Хрисанфова Е.Н. Экологические и конституциональные типы палеолитических гоминид (опыт реконструкции) // Экология человека: от прошлого к будущему, М., 2000, с.61-64.
  • Хрисанфова Е.Н., Булыгина Е.Ю. Физический тип палеолитического человека (опыт реконструкции) // Latvijas vesturnteki. Antropologe profesore Dr.habil. hist.LZA goda locekle Raisa Denisova. Biobibliografija darbabiedru veltijomi 70 gado jubileja, Riga, 2000, с.105-122
  • Хрисанфова Е.Н. Антрополого-эндокринологические исследования как способ познания биосоциальной природы человека (ч.2. Историческая филогения) // Антропология на пороге III тысячелетия (итоги и перспективы), М., Мосты культуры, 2002.
  • Boulyguina E.Y., Khrisanfova E.N. Physical type of the Paleolit Man // 12th congress of the European Anthropological Association: Millenial Perspectives: Past, Present and Future,England, University of Cambrige, 2000, p.49.


См. также:



Интересно

Мы можем представить себе мир, населенный только бактериями, но нельзя представить его заселанным только позвоночными или, скажем, только деревьями.

Гробстайн К. Стратегия жизни. М.: Мир, 1968, с. 132.

Catalog gominid Antropogenez.RU