Новости антропологии
22.08.2014
Автор: С. Дробышевский

Больше пигмеев – хороших и разных! Батва и бака обмельчали независимо друг от друга

Слово "пигмей" у разных людей вызывает разные ассоциации. Кто-то припомнит Геродота и журавлей, кому-то слово покажется обидным, а антрополог имеет на сей счёт собственное мнение. В самых дремучих и жарких лесах нашей планеты там и сям живут люди очень низкого роста. Они есть в Австралии и Венесуэле, на Новой Гвинее и Филиппинах, Малакке и Андаманских островах и, конечно же, в Африке.

Пигмеи батва (Уганда). Источник: http://gorillastour.blogspot.ru/

Пигмеи бака (Камерун). Источник: http://www.rainforestfoundationuk.org/

A. Карта Африки, на которой обозначены места проживания популяций, рассматриваемых в исследовании (красным – пигмеи, желтым – земледельцы). Градациями зеленого показана степень облесенности местности. Ярко-зеленый – сплошной лес. Черный – открытая местность. B. Схема родства пигмеев и земледельцев на основании генетических данных, по результатам исследования (пигмеи – бака и батва, земледельцы – бакига и нзеби / нзиме. Иллюстрация к обсуждаемой статье

Африканские пигмеи – своего рода эталон пигмейскости: мужчины мбути Заира имеют средний рост1,44 м. Именно за сверхмалый рост их и назвали пигмеями (кстати, это редкий случай, когда отечественная политкорректность превзошла западные аналоги: именно из-за отрицательной составляющей слова "пигмей" наши антропологи с середины XX века предпочитают термин "центральноафриканская раса"). Группы пигмеев расселены довольно широко – по всей лесной экваториальной зоне Африки, хотя численность их мала. Одна из загадок пигмеев – их происхождение. Про него писали немало, в том числе немало необоснованных выдумок (например, что пигмеи – необычайно древняя раса, от которой происходят все прочие). Главная проблема – труднодоступность мест, где живут эти невысокие люди, и, как следствие, – их плохая изученность. Экваториальный климат не оставил надежд на многочисленные палеоантропологические материалы, их действительно фактически нет. Остаётся надежда на генетику. А данные генетики, как часто бывает, интерпретируются весьма неоднозначно. Одни исследователи полагают, что пигмеи обособились десятки тысяч лет назад (вплоть до 90 тыс.л.н. – времён, когда и нынешних сапиенсов-то ещё не было), другие – что их появление восходит лишь к неолитической эпохе, едва ли уже не после начала нашей эры. Тонкость интриги состоит в разнообразии африканских пигмеев. Многочисленные мелкие племена в целом группируются в две общности – восточную (мбути и батва) и западную (бакола, бабинга, бака и ака). Взаимоотношения восточных и западных пигмеев доселе оставались тайной, хотя гипотез на эту тему хватало.

Очередную попытку осветить загадку происхождения и родства западных и восточных пигмеев сделал международный коллектив исследователей, опубликовавший результаты в журнале американской академии наук. Генетики выделили группу нуклеотидных замен, которые коррелируют с низким ростом у батва Уганды. Низкий рост обеспечивается совокупным действием многих генов, конкретный механизм работы коих пока неясен, но группу генов вычислить это не мешает. Для проверки параллельно были изучены представители бакига – земледельческого народа, живущего рядом с батва. Кроме прочего, обнаружилось, что степень метисированности батва и бакига прямо отражается на их росте – явление в общем-то предсказуемое, но всегда ведь приятно, когда здравый смысл сходится с теорией, а теория – с практикой.

Но самое интересное обнаружилось, когда те же гены были проверены у пигмеев бака Камеруна и Габона, а также их земледельческих соседей нзеби и нзиме.

У земледельцев "пигмейских" вариантов генов никто и не ожидал увидеть, но удивительно, что их не нашлось и у бака.

Это говорит о том, что низкий рост восточных (батва) и западных (бака) пигмеев наследуется разными способами, а стало быть – возник независимо и параллельно. Таким образом, Африка дала как минимум два очага пигмейскости. Это лишний раз показывает, что происхождение азиатских и океанийских малорослых племён скорее всего было также многократным и конвергентным.

Исследователи осторожно не стали называть время возникновения низкого роста исследованных групп, помянув несколько существующих гипотез, в том числе ту, согласно которой пигмеи появились очень поздно, уже после изобретения производящего хозяйства. Авторы отмечают, что среди животных известны случаи очень быстрого изменения размеров тела при соответствующем отборе, так что версия постнеолитического происхождения пигмеев не так уж фантастична.

Велика Африка и пигмеев в ней не счесть. Пока независимость происхождения протестирована только для двух групп, а сколько всего раз это могло случиться?

• George H. Perry et al. Adaptive, convergent origins of the pygmy phenotype in African rainforest hunter-gatherers // PNAS. Published online before print. August 18, 2014, doi: 10.1073/pnas.1402875111

На 860 языках говорят в Папуа - Новой Гвинее. Здесь самая высокая языковая плотность в мире.

11 официальных языков насчитывается в Южной Африке - больше, чем в любой другой стране.

Источник: Science Illustrated, №3(8) / 2011, с. 41.