Новости антропологии
17.12.2010
Автор: А. Соколов

Журнал Archaeology опубликовал список 10 самых важных открытий 2010 года

Точнее, 10 открытий и одно «закрытие». Конечно, имеются в виду открытия археологические и «около-археологические».

Обложка журнала с обсуждаемой статьей. Фото на обложке: Samir S. Patel

Саркофаг Гекатомна — царя Карии (см. пункт 1). AP Photo/Durmus Genc, Anatolian

Палеолитические орудия с Крита (см. пункт 2). Фото: Thomas Strasser

Раскопки древней пирамиды в Перу (см. пункт 4). Фото: Quirino Olivera N??ez/Asociaci?n Amigos del Museo de Sip?n

Останки человека (вероятно, целителя или жреца), могила которого найдена рядом с одной из пирамид (см. пункт 4). Фото: Quirino Olivera N??ez/Asociaci?n Amigos del Museo de Sip?n

Детские захоронения в Тофете, Тунис (см. пункт 7). Источник: Flickr.com

Скелет “Kadanuumuu” - «Большого человека» (см. пункт 8). Cleveland Museum of Natural History. Источник: the Proceedings of the National Academy of Sciences.

Статья опубликована на сайте журнала, а в печати выйдет уже в 2011 году.

Показательно, что целых два пункта из данного списка связаны с работой «черных копателей» - разорителей древних могил.

Вот весь археологический хит-парад:

1. Гробница Гекатомна — царя Карии,

найденная в Турции. Гекатомн жил в IV-м веке до н.э.; от имени его сына Маусолуса образованно слово «мавзолей» (мавзолей, в котором похоронили самого Маусолуса, был одним из семи Чудес Света).

Сначала гробницу раскопали упомянутые «черные копатели», еще весной 2008 г. Летом 2010 г. грабители стали искать покупателя для мраморного саркофага, тут их и накрыла турецкая полиция…  Видимо, часть награбленного горе-археологи уже успели сбыть. Однако кое-что осталось, в том числе красочные фрески на стенах гробницы.

2. Палеолитические орудия в Плакиасе,

на острове Крит. Находки сделаны в двух местонахождениях,  возрастом от 130 до 700 тыс. лет.  Орудия были изготовлены некими гоминидами, вероятно какими-то гейдельбергенсисами, которые, чтоб попасть на Крит, должны были проплыть 40 миль по открытому морю. Получается древнейшее свидетельство  мореплавания (не считая хоббитов, как-то переправившихся на Флорес не менее 800 тыс. л.н.)

3. Царская гробница в  городе майя Эль-Сотс,

в Гватемале, сооруженная в  350-м году н.э.

К гробнице археологов привела брошенная опять-таки «черными копателями» траншея. Всего-то 10 футов не докопали неизвестные кладоискатели до могилы древнего правителя, похороненного вместе с четырьмя младенцами, черепами двух детей постарше… и прочая жуть и расчленёнка, даже перечислять не будем.

4. Две древние пирамиды в северном Перу,

около города Хаен. Пирамиды построены 2800 лет назад!

До сих пор предполагалось, что в столь давнюю эпоху люди тут жили в убогих хижинах из дерева и листьев, а пирамиды возводились за Андами, на засушливом побережье. И вот пожалуйста, монументальная архитектура, каменные стены в три фута толщиной, основание площадью в 4000 квадратных метров, причем всё это в джунглях!

5. Британское судно «Исследователь» ( Investigator),

которое в 1850 году отправилось искать пропавшую арктическую экспедицию, но было затерто льдами у канадских берегов  и брошено экипажем. Это совсем не наш профиль, поэтому опускаем подробности.

6. Расшифровка генома неандертальца

группой ученых из Института антропологии имени Макса Планка в Лейпциге. Ну, тема уже обсуждалась миллион раз. Один из главных результатов: современные европейцы и азиаты унаследовали от 1 до 4 процентов неандертальских генов, а вот африканцы не унаследовали ничего.  Т.е. неандертальцы скрещивались с человеком разумным между 100 и 80 тыс. лет назад, где-то за пределами Африки.

7. Исследование массовых детских захоронений в Тофете

- карфагенском святилище   (на территории нынешниго Туниса). Ранее здесь были найдены останки 540 детей, которых кремировали в период с VIII-го по II-й век до н.э. Считалось, что это свидетельствует о практиковавшихся здесь  ужасных жертвоприношениях.

Однако новое исследование показало, что значительная часть (как минимум половина) захороненных тут детей были мертворожденными  или умерли вскоре после рождения.  Выходит, напраслину возвели на карфагенян! Не приносили они детишек в жертву кровожадным богам, а всего лишь тут было детское кладбище.

8. Скелет афарского австралопитека по прозвищу «Большой человек»

- находка в эфиопском местонахождении Ворансо-Милле. Найденный австралопитек на 400 тысяч лет старше Люси, значительно выше ее, длинноногий и вполне прямоходящий. См. подробности здесь: Новый скелет афарского австралопитека: всё как у людей

9. Остатки старейшей американской протестантской церкви,

- деревянной, построенной в 1608 г., найдены в Джеймстауне, на территории первой постоянной английской колонии Нового Света.

10. Разработка щадящего радиоуглеродного метода датирования

Новый метод предложен американским ученым Марвином Роувом (Техасский A&M Университет).

Дело в том, что традиционный радиоуглеродный анализ вовсе не безвреден для датируемых образцов. Ведь образец нужно сначала очистить от примесей, то есть, помимо прочего, обработать  сильной кислотой, а затем и вовсе поджечь, чтобы выделился углекислый газ, содержание в котором радиоактивного изотопа углерода 14C и сообщит нам возраст исследуемого образца (чем больше 14С распалось, тем древнее объект).

Согласно новой методике, вместо кислоты для очистки используется т.н. сверхкритическая жидкость — щадящий, нетоксичный растворитель. А для извлечения углекислого газа Мартин Роув предложил применить плазму – ионизированный газ, воздействие которого подобно медленному горению, но при этом образец остается практически неповрежденным. Метод разрабатывался Роувом в течение 20 лет, и в этом году автор наконец довел его до совершенства.  Теперь методику можно использовать для датирования ценных и хрупких экспонатов, таких например как ткань, в которую завернуты египетские мумии. Метод уже проверен на древесном угле, костях животных, скорлупе страусиных яиц и т.д.  Важно, что анализ дал результаты, идентичные датам, полученным традиционным радиоуглеродным методом. Но при этом образцы не пострадали!

11. И главное «закрытие» года.

Закрыли очередную «импактную» гипотезу, объяснявшую исчезновение культуры Кловис в Северной Америке.

(А мы только что писали про пересмотр другой популярной гипотезы, не менее "импактной"...)

Кловис — доисторическая культура, известная археологам по наконечникам стрел характерной формы. Считается, что эта культура исчезла около 13 000 лет назад, т.к. более поздние находки типичных для Кловис орудий не известны.

Одновременно с исчезновением Кловис, на этой территории вымирает ряд видов крупных животных, например мамонты и саблезубые тигры.   В 2006 году геолог Ричард Файерстоун (Firestone - обратите внимание на фамилию!) предположил, что исчезновение носителей культуры Кловис связано с падением некой кометы. Последовавшие сильные лесные пожары могли вызвать и вымирания животных, и исчезновение людей. Основанием для гипотезы послужила находка в нескольких местонахождениях Кловис  странного слоя отложений в миллиметр толщиной. Слой содержал некие частицы, которые, как полагал Фаерстоун, имели внеземное происхождение. Следы кометы?

Увы, в 2010 году археологи Ванс Холидэй и Дэвид Мелцер провели свои исследования и заявили, что гипотеза никуда не годится.  Выяснилось, что во многих местонахождениях Кловис никаких внеземных частиц не найдено; а тщательное передатирование местонахождений показало, что в этот период население Северной Америки и не думало вымирать; исчезновение же наконечников Кловис было постепенным и связано с тем, что люди просто перешли на производство другого типа орудий…

Мда.  Красивая, но грустная судьба у комет…  и у некоторых «кометно-метеоритных» гипотез.

Много говорится о вымирающих видах живых существ. А сколько новых видов открывается ежегодно?

Международный Институт исследования видов каждый год издает "Положение о наблюдаемых видах" (The State of Observed Species - SOS). В этом отчете обобщены сведения о новых видах живых существ, описанных в последние годы. В отчете "SOS 2010" сообщается, что в 2008 году на нашей планете было описано 18 225 новых видов живых существ, а также открыто 2 140 ископаемых видов. Скачать отчет полностью можно здесь.