English Deutsch
Новости
Новости антропологии
21.06.2015
Категория: Наши мероприятия
Автор: Екатерина Шутова

«Битвы ученых продолжаются, и это здорово!»

В понедельник, 15 июня, в Зоологическом музее МГУ состоялись традиционные чтения портала Антропогенез.Ру. На мероприятие, организованное в рамках выставки «17 черепов и 1 зуб», пришло более 150 слушателей. В роли ведущего выступал Александр Соколов, редактор портала АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ, лекции читали Станислав Дробышевский, Зоя Зорина и Светлана Боринская.

Александр Соколов открывает мероприятие

Премьера реконструкции неандертальца 3D-проекта Сергея Кривоплясова

Выступает Станислав Дробышевский

Выступает Зоя Зорина

Аудитория мероприятия

Выступает Светлана Боринская

Выступает Светлана Боринская

Выставка 17 черепов и 1 зуб

Несмотря на разгар дачного сезона, к началу чтений все места в лекционном зале были заняты; слушатели сидели на ступеньках и подоконниках. На встречу со специалистами в области антропологии, этологии и генетики пришли как молодые слушатели – школьники и студенты, так и представители старшего поколения. Приехали даже гости из ближнего зарубежья.  

Мероприятие началось со вступительного слова Александра Соколова, который представил аудитории очередной экспонат коллекции АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ – муляж черепа древнейшего Homo sapiens из Эфиопии. Аплодисменты зрителей вызвала демонстрация новой работы 3D-проекта Сергея Кривоплясова – анимированной реконструкции неандертальца, которая скоро будет размещена на портале.

Затем ведущий предоставил слово Станиславу Владимировичу Дробышевскому, доценту кафедры антропологии биологического факультета МГУ и научного редактора портала АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ. На большом экране появилась тема лекции: «Антропологи против антропологов: научные битвы XX-XXI веков».

«На самом деле антропологи часто спорят друг с другом. Ведутся даже самые настоящие антропологические войны!» - с первых слов заинтриговал слушателей Станислав Дробышевский. Ученый рассказал о баталиях, возникавших по поводу знаменитых палеоантропологических открытий, например, останков ореопитеков – ископаемых приматов, называемых также «болотными обезьянами»: одни специалисты считают, что ореопитеки были прямоходящими, другие – что они передвигались на четвереньках. Похожая «война антропологов» ведётся из-за человека флоресского, называемого также «хоббитом» по аналогии с  героями толкиновской эпопеи «Властелин колец». Большинство экспертов относят «хоббитов» к отдельному карликовому виду людей, однако некоторые специалисты-скептики упорно доказывают, что человек флоресский – это изуродованный патологией представитель Homo sapiens.

Приведя ряд курьезных находок, по поводу которых велись или до сих пор ведутся яростные споры («человек или жеребенок», «человек или бегемот», «человек или орангутан»),  Станислав Дробышевский перешел к теме скрещивания человека разумного с неандертальцами. «Спор о том, смешивались ли «сапиенсы» с неандертальцами, шёл на протяжении ста лет, - рассказывал антрополог. – А потом в дискуссию вмешались генетики»… и только подлили масла в огонь. Напомним, что поначалу, на основании данных по митохондриальной ДНК, генетики сделали вывод, что скрещивания неандертальцев с человеком разумным не было, но затем, когда удалось изучить ядерную ДНК – пришли к противоположным результатам. Сам Дробышевский еще до обнародования результатов секвенирования неандертальского генома писал кандидатскую по систематике ископаемых гоминид. В ней он, проанализировав морфологию многочисленных неандертальских останков,  пришел к выводу, что «сапиенсы» явно скрещивались с нашими ископаемыми родственниками.

В конце лекции антрополог поведал о споре моноцентристов с полицентристами. Моноцентристы придерживаются теории происхождения человека разумного из одной области земного шара и от одной формы древнего человека. Полицентристы – это сторонники мультирегиональной гипотезы, исходя из которой эволюция Homo sapiens шла относительно независимо на разных континентах Старого Света.

«Впрочем, если бы все антропологи разделяли одну-единственную концепцию, было бы не так интересно. А так битвы ученых продолжаются, и это здорово!» - завершил своё выступление научный редактор портала Антропогенез.Ру.

После Станислава Дробышевского с лекцией на тему «Высшие интеллектуальные достижения животных» выступила Зоя Александровна Зорина – российский этолог, заведующая лабораторией физиологии и генетики поведения Кафедры высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ.

Своё выступление Зоя Зорина начала со слов Чарльза Дарвина о том, что «интеллект животных ограничен их способностью к обучению». Профессор заявила, что на сегодняшний день факт наличия зачатков мышления у животных не подлежит сомнению. «Самое точное определение мышлению дал советский нейропсихолог Александр Лурия: согласно его теории, акт мышления возникает только тогда, когда у субъекта существует соответствующий мотив, делающий задачу актуальной, а решение ее необходимым, и когда субъект оказывается в ситуации, относительно выхода из которой у него нет готового решения» - говорит Зоя Зорина. Птицы  и млекопитающие – в особенности  человекообразные обезьяны – способны обобщать полученную информацию, а последние – даже использовать языки-посредники на уровне маленьких детей. Свои слова профессор подкрепила демонстрацией потрясающих видео, на которых обезьяны и врановые выполняли поставленные перед ними непростые задачи. Особенный восторг зрителей вызвала ворона, явно узнававшая себя в зеркале…

По словам Зои Зориной, мышление «братьев наших меньших» может выражаться в форме логических выводов, обобщения и абстрагирования. Сейчас ведутся серьезные генетические исследования основ интеллекта животных.

«В заключение я хочу сказать, что мы знаем уже очень много, но в то же время загадок остается намного больше»

- завершила лекцию этолог и приступила к ответам на вопросы слушателей. Публику интересовало, ожидается ли в ближайшее время прорыв в области биоэтики, почему в естественной среде животные не используют навыки, которым их обучают во время научных экспериментов; что Зоя Александровна думает о скандальном фильме Александра Невзорова про интеллект лошадей и т.д.
 

Последней с лекцией «Древние гены для древней еды» выступила Светлана Александровна Боринская, главный научный сотрудник лаборатории анализа генома Института общей генетики им. Н.И.Вавилова РАН. Она рассказала о генах, которые связаны с питанием, а также о том, почему люди не могут понять эволюционную биологию и отрицают эволюцию". 

В начале лекции Светлана Боринская рассказала о правиле Аллена, согласно которому хвосты, уши и ноги у млекопитающих, живущих в тропическом поясе, длиннее, чем у тех, кто обитает в холодном климате. Дело в том, что уменьшение выступающих частей тела способствует сохранению тепла. Это правило работает и в отношении человека. Отличия есть и в характере обмена веществ. Гены северных народов "настроены" на усиленную выработку тепла. У северных народов после употребления жирной пищи термогенез идет особенно активно. А у жителей южных регионов этот процесс идет медленнее. Это связано с разной активностью гена термогенина, регулирующего выработку тепла клетками бурого жира. Затем Светлана Боринская рассказала о других генетических особенностях, связанных с питанием - например, гене APOE, регулирующем уровень холестерина и причастном к возникновению болезни Альцгеймера. "Генетические приспособления связаны с образом жизни и с климатом. "Отбор "настраивает" частоту разных вариантов генов в популяциях в соответствии с условиями окружающей среды" - заметила лектор.

Во второй части выступления Светлана Боринская рассказала о том, почему многие люди отрицают эволюцию, несмотря на наличие огромного количества доказательств. По мнению лектора, в этом вопросе важно обратить внимание на две проблемы: во-первых, школьники и студенты имеют слабое представление об изменчивости и естественном отборе, а, во-вторых, ряд психологических экспериментов показал, что люди склонны находить намерения даже там, где их нет.

«Люди ищут намерения в природных процессах и отрицают идею развития мира без великого замысла, – заключила Светлана Боринская. – Они не понимают, как всё вокруг могло появиться путем случайных мутаций, как жираф мог возникнуть без цели появления жирафа». 

 

В ближайшее время мы опубликуем фоторепортаж и видео выступлений. 

Напоминаем, что выставка «17 черепов и 1 зуб, или Изменение человека во времени» продлится в Зоологическом музее МГУ до октября.


Репортаж - Екатерина Шутова.

Фото - Александр Соколов, Надежда Пантюлина, Олег Добровольский


См. также:

 



Интересно

Потомство от браков белых и индейцев называют повсюду метисами, на Андском нагорье — также чоло, в Бразилии — мамелюко, или кабокло, в Аргентине — гаучо. Потомок белого (португальца) и метиса называется кастисом, белого и негра — мулатом, белого и мулата — терцероном (следующие степени: квартерон, квинтерон и т. д.), мулата и мулатки — каско, индейца и негра — самбо (в Бразилии также кафузо, или каборе).

Catalog gominid Antropogenez.RU