Новости антропологии
08.09.2015
Автор: С. Дробышевский

Старые кости о главном. Анализ скелетов из Сима де лос Уэсос

Местонахождение Сима де лос Уэсос в испанской Атапуэрке уже треть века остаётся одной из главных сокровищниц палеоантропологии. Никакому Алладину не снились такие чудеса, что хранятся в этой сказочной пещере. Ещё не один десяток лет антропологам предстоит узнавать тайны прошлого по костям Homo heidelbergensis. Материалы из Атапуэрки, датируемые ныне 430 тыс.л.н., специфичны в двух отношениях: с одной стороны, они невероятно богаты, тут сохранились несколько целых скелетов; с другой стороны, кости разбиты на мелкие кусочки и безнадёжно перемешаны.

Посткраниальные останки из Сима де лос Уэсос. A: третий поясничный позвонок; B: Плечевая; C: первая пястная; D: Таз; E: бедренная; F: таранная кость. Фото из обсуждаемой статьи

Скелет, таз, кисть, стопа человека из Sima de los Huesos. Источники: Источники: http://www.elpais.com/, http://abelgalois.blogspot.com/, http://www.sciencephoto.com/

Но испанские антропологи ‒ это вам не королевская конница и не королевская рать. Терпение и труд, как всем известно, скелет соберут. И вот очередная серия.

Группа исследователей изучила особенности посткраниальных костей (то есть кроме черепа) атапуэркских людей. Сравнение их с гоминидамиГоминиды в "классическом" смысле - семейство прямоходящих приматов, включающее людей и их ископаемых предшественников., жившими раньше и позже, позволило установить любопытную вещь: в интервале времени от 1,6 миллиона лет назад фактически до современности общий план телосложения почти не менялся. Это особенно интересно на фоне великих изменений в строении черепа. Лишний раз подтвердился тезис о мозаичности эволюции.

Люди из Сима де лос Уэсос имели вполне современный рост и заметно расширенные пропорции тела. Внутрипопуляционная изменчивость уэсосцев была такая же, как у современных людей ‒ ничто человеческое было им не чуждо. Кстати, это в который уже раз предостерегает палеоантропологов от излишнего рассматривания деталей конкретных находок при таксономических штудиях: некоторые черты запросто могут быть просто индивидуальными, а не филогенетическими.

Современные размеры тела уэсосцев при несовременных размерах мозгов дают пониженный коэффициент энцефализации, причём по сравнению как с сапиенсами, так и с неандертальцами. Вот он ‒ прогресс воочию.

Некоторые индивиды из Сима де лос Уэсос обладали специфической чертой: увеличенной головкой бедренной кости. Эта особенность в последующем стала одной из "фишек" неандертальцев ‒ потомков гейдельбергенсисов. Трудно определённо сказать, в чём её потаённый смысл, но факт налицо: в недрах изменчивых популяций среднеплейстоценовых Homo heidelbergensis уже имелись все задатки будущего неандертальского "парачеловечества". На костях уэсосцев имеются и другие неандертальские признаки, хотя полный комплекс ещё не сложился. Впрочем, авторы статьи осторожны: в лучших традициях кладистического подхода они пишут, что "гоминины из Сима де лос Уэсос являются сестринской группой для более поздних неандертальцев". Что ж, осторожность не помешает. Кто знает, может, действительно, гены конкретно этих людей и не вошли в неандертальский генофонд. Особенно такая формулировка актуальна в свете обнаружения "денисовской" мтДНК у уэсосцев и установения факта убийства одного из них (об этом писалось на нашем портале).

Ждем обещанной расшифровки ядерного генома наших предшественников из Атапуэрки...

• Arsuaga J.L., Carretero J.-M., Lorenzo C., Gómez-Olivencia A., Pablos A., Rodríguez L., García-González R., Bonmatí A., Quam R.M., Pantoja-Pérez A., Martínez I., Aranburu A., Gracia-Téllez A., Poza-Rey E., Sala N., García N., Alcázar de Velasco A., Cuenca-Bescós G., Bermúdez de Castro J.M. et Carbonell Eudald Postcranial morphology of the middle Pleistocene humans from Sima de los Huesos, Spain // PNAS, 2015, www.pnas.org/cgi/doi/10.1073/pnas.1514828112, pp.1-6.

Нужно заметить, что некоторые особенности посткраниального скелета неандертальца, как и ряд деталей строения черепа, имеют как бы "ультрасапиентный", "профетический" характер, т.е. эволюция в парамагистрали осуществила здесь своего рода "прорыв в будущее", опередив современного человека по магистральным параметрам. Большой объем мозговой коробки, срастание корней моляров, большой вестибуло-лингвальный размер талонида нижних моляров, ряд особенностей таза, пропорции пальцев кисти ("короткопалость") и некоторые другие черты морфологии неандертальца  могут считаться "сверхсапиентными".