Новости антропологии
05.02.2016
Автор: Е. Шутова

Любовь к яйцам истребляет

Многие из нас привыкли готовить себе на завтрак яичницу или омлет. А знаете ли вы, что любовь к этим блюдам может привести к исчезновению целого вида? По мнению ученых из университета штата Колорадо в Боулдере, именно такая история произошла с Genyornis newtoni - птицами отряда гусеобразных, жившими в плейстоцене. Текст исследования опубликован в журнале Nature Communications.

Обожженная скорлупа яиц Genyornis newtoni с австралийских стоянок. Иллюстрация к обсуждаемой статье

Наскальные изображения гениорниса, Arnhem Land

Genyornis newtoni вовсе не были похожи на современных лебедей и уток: их рост достигал 215 см, а весить они могли несколько центнеров. Птички предпочитали жить в лесах и степях Австралии и являлись, скорее всего, растительноядными. Почему newtoni, спросите вы? Сила притяжения тут ни при чем: этот видовой эпитет дан исчезнувшим гусеобразным в честь другого Ньютона -- британского зоолога и орнитолога, изучавшего вымершие виды птиц, которых ему присылал брат Эдвард с Маскаренских островов. Кстати, именно Ньютон впервые описал знаменитого родригесского ожерелового попугая - красивую птицу синевато-серой окраски. Интересно, что спустя три года после того как ученый описал попугаев, те вымерли.

Но вернемся к Genyornis newtoni. Исследователи до сих пор спорят, почему исчезли бедные родственники гусей: одни специалисты считают, что налетающие птицы погибли из-за климатических изменений, вторые - что их истребил человек. Сосуществование людей и Genyornis newtoni - научно доказанный факт:

в 2010 году в пещере на севере Австралии были обнаружены два изображения гигантских птичек.

А теперь американские исследователи установили, что австралийские аборигены, прибывшие на континент примерно 47 тыс. лет назад, активно употребляли в пищу яйца Genyornis newtoni. Ученые определили, что люди «поджаривали» свою добычу на огне, вследствие чего археологи обнаружили множество остатков изрядно почерневшей скорлупы в 200 разных местах. С помощью радиоуглеродного анализа эксперты установили, что яйца ископаемых птиц «поджаривались» во времена, когда аборигены начали обживать австралийский континент. Проведя ряд дополнительных исследований, специалисты выяснили: скорлупа не могла обгореть во время лесных пожаров. К птичьим яйцам однозначно приложил руку человек. «Мы считаем почерневшую скорлупу первым и пока единственным доказательством того, что люди «наживались» на представителях австралийской мегафауны», - считают авторы исследования.

На первый взгляд вывод о людях, невольно истребивших целый вид из-за любви к яйцам, может показаться надуманным и неправдоподобным. Однако можно вспомнить, что в 2001 году другая команда ученых при помощи компьютерного моделирования показала: даже при умеренной охоте первобытный человек мог поспособствовать исчезновению крупных, медленно размножавшихся животных (10.1126/science.1059342).

Екатерина Шутова для АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ

Публикации на портале АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ, посвященные исчезновению мегафауны:

28 января - АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ в Санкт-Петербурге

"...в России наука не стоит на почве, на которой желательно было бы её видеть, что всюду примешиваются личные интересы, вопросы национальности отдельных личностей и т.д. К сожалению, прибавлю я, это всё верно не только в России, но и всюду. Самое лучшее, что "учёный" (т.е. такой, который действительно смотрит на науку, как на цель жизни, а не как на средство) может сделать, это идти вперёд своею дорогою, не обращая внимание на мнение толпы направо и налево! К сожалению, весьма многие из так называемых "учёных" относятся к науке, как к дойной корове, которая обязана снабжать их ежедневным продовольствием, что делает из учёных – ремесленников и иногда даже просто шарлатанов. В таком случае научная истина – дело второстепенной важности для таких господ (а их, к сожалению, много, наука, приносящая им больше грошей, – самая привлекательная; им приходится ухаживать за толпою и её вкусами..."  Н.Н. Миклухо-Маклай, 1881 г.