Новости антропологии
05.02.2016
Автор: Е. Шутова

Любовь к яйцам истребляет

Многие из нас привыкли готовить себе на завтрак яичницу или омлет. А знаете ли вы, что любовь к этим блюдам может привести к исчезновению целого вида? По мнению ученых из университета штата Колорадо в Боулдере, именно такая история произошла с Genyornis newtoni - птицами отряда гусеобразных, жившими в плейстоцене. Текст исследования опубликован в журнале Nature Communications.

Обожженная скорлупа яиц Genyornis newtoni с австралийских стоянок. Иллюстрация к обсуждаемой статье

Наскальные изображения гениорниса, Arnhem Land

Genyornis newtoni вовсе не были похожи на современных лебедей и уток: их рост достигал 215 см, а весить они могли несколько центнеров. Птички предпочитали жить в лесах и степях Австралии и являлись, скорее всего, растительноядными. Почему newtoni, спросите вы? Сила притяжения тут ни при чем: этот видовой эпитет дан исчезнувшим гусеобразным в честь другого Ньютона -- британского зоолога и орнитолога, изучавшего вымершие виды птиц, которых ему присылал брат Эдвард с Маскаренских островов. Кстати, именно Ньютон впервые описал знаменитого родригесского ожерелового попугая - красивую птицу синевато-серой окраски. Интересно, что спустя три года после того как ученый описал попугаев, те вымерли.

Но вернемся к Genyornis newtoni. Исследователи до сих пор спорят, почему исчезли бедные родственники гусей: одни специалисты считают, что налетающие птицы погибли из-за климатических изменений, вторые - что их истребил человек. Сосуществование людей и Genyornis newtoni - научно доказанный факт:

в 2010 году в пещере на севере Австралии были обнаружены два изображения гигантских птичек.

А теперь американские исследователи установили, что австралийские аборигены, прибывшие на континент примерно 47 тыс. лет назад, активно употребляли в пищу яйца Genyornis newtoni. Ученые определили, что люди «поджаривали» свою добычу на огне, вследствие чего археологи обнаружили множество остатков изрядно почерневшей скорлупы в 200 разных местах. С помощью радиоуглеродного анализа эксперты установили, что яйца ископаемых птиц «поджаривались» во времена, когда аборигены начали обживать австралийский континент. Проведя ряд дополнительных исследований, специалисты выяснили: скорлупа не могла обгореть во время лесных пожаров. К птичьим яйцам однозначно приложил руку человек. «Мы считаем почерневшую скорлупу первым и пока единственным доказательством того, что люди «наживались» на представителях австралийской мегафауны», - считают авторы исследования.

На первый взгляд вывод о людях, невольно истребивших целый вид из-за любви к яйцам, может показаться надуманным и неправдоподобным. Однако можно вспомнить, что в 2001 году другая команда ученых при помощи компьютерного моделирования показала: даже при умеренной охоте первобытный человек мог поспособствовать исчезновению крупных, медленно размножавшихся животных (10.1126/science.1059342).

Екатерина Шутова для АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ

Публикации на портале АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ, посвященные исчезновению мегафауны:

28 января - АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ в Санкт-Петербурге

Восхищенные исследователи Древнего Египта приписали египтянам изобретение множества интересных и полезных вещей, но никто никогда не воздал им должное за изобретение пагубной привычки писать на стенах туристских достопримечательностей. Привычка эта, должно быть, возникла из некоего базового человеческого стремления, ибо она сохранилась до сего дня.

Барбара Мертц. Древний Египет. Храмы, гробницы, иероглифы // Москва, «Центрполиграф», 2007.