Новости антропологии
05.08.2016

Мамонтов сгубила жажда

В 1799 году легендарный немецкий антрополог Иоганн Фридрих Блюменбах описал шерстистого мамонта - вымерший вид из семейства слоновых. Удивительные животные, чья масса достигала 8 тонн, быстро привлекли внимание ученых. Очень скоро стали появляться гипотезы о причинах вымирания мамонтов - и не перестают выдвигаться по сей день. Исчезновение этих родственников слонов – часть вымирания мегафауны в конце последнего ледникового периода – чаще всего связывают либо с деятельностью человека, либо с изменениями климата.

Мамонты. Источник: https://ru.wikipedia.org/

Мамонты действительно исчезли в Евразии и Северной  Америке 14 – 10,5 тыс. лет назад. Однако реликтовые популяции на двух островах в Беринговом море продержались еще несколько тысяч лет.

На этой неделе в престижном журнале PNAS  вышла статья коллектива канадских и американских авторов под руководством Рассела Грэхэма из университета Пенсильвании. Ученые решили выяснить причины исчезновения мамонтов, обитавших на острове Святого Павла (этот остров в Беринговом море, открытый русским мореплавателем Гавриилом Прибыловым, в настоящее время входит в состав американского штата Аляска).

Когда специалисты изучили донные отложения островных озер, то обнаружилось, что грибки, живущие в навозе растительноядных млекопитающих, исчезли на острове 5,6 тыс. лет назад. Согласно радиоуглеродному анализу, именно в это время мамонты на острове пропали. Эту же дату показывает анализ древней ДНК из донных отложений, содержащих экскременты животных: ДНК мамонтов есть в слоях старше 5 650 лет, а в более молодых – отсутствует.

Далее специалисты оценили содержание в этих же отложениях некоторых видов планктона, диатонических водорослей, беспозвоночных, пыльцы растений – с целью понять, как менялась экологическая обстановка на острове. Проанализировав полученные данные, ученые сделали вывод, что мамонтов с острова Святого Павла погубило банальное отсутствие пресной воды. Из-за глобального потепления основные источники пресной воды стал «затоплять» океан. Помимо этого, климат становился более сухим. В итоге шерстистые мамонты вынуждены были искать небольшие «лужицы» с пресной водой на острове размером в 110 квадратных километров. По словам ученых, животные постоянно топтались вокруг немногочисленных «лужиц», тем самым загрязняя и их. «Мы увидели страшную картину жизни последних мамонтов с острова Святого Павла», - резюмируют авторы исследования. Для того чтобы подтвердить свои выводы, они провели изотопный анализ зубов и костей 14 островных мамонтов – и нашли все признаки того, что животные действительно жили в условиях дефицита пресной воды. Важно, что годящихся в пищу растений на острове было достаточно – так что мамонты не должны были голодать. Кроме того, никаких следов человека на острове не обнаруживается вплоть до прихода сюда русских китобоев в 1787 году. Значит, не люди истребили северных гигантов. Их погубила жажда.

Интересно, что в российских СМИ новость появилась под следующим соусом: «Последние мамонты вымерли из-за засухи». Извините, но обитателей острова Святого Павла нельзя считать последними мамонтами. Мы же не можем забыть о родственниках слонов, живших на острове Врангеля всего 4 тыс. лет назад, верно?

Когда в 1817 г. с корабля спускали лошадь для короля Помаре, канаты лопнули, и ло­шадь упала в воду; туземцы [таитяне] немедленно спрыгнули за борт и своими криками и тщетными усилиями помочь животному чуть не утопили его. Но как только лошадь добралась до берега, все население бросилось бежать, стараясь спрятаться от этой «носящей человека свиньи», как они окрестили лошадь.

Чарлз Дарвин. Путешествие натуралиста вокруг света на корабле «Бигль». Москва, ГИГЛ, 1953 г.,  с. 441.