Новости антропологии
09.08.2016
Автор: А. Соколов

Верблюды, носороги и не только: чем обедали жители древнего оазиса

Ученые применили методику, ранее использовавшуюся в криминалистике, чтобы узнать, каких животных люди ели 250 тыс. лет назад. Результаты исследования опубликованы в Journal of Archaeological Science.

А. Орудие, на котором найдены протеиновые следы, характерные для носорогов. Прямоугольником выделена область, из которой брались пробы. Внизу - область крупным планом. B. Орудие, на котором найдены протеиновые следы, характерные для верблюдов. Фото из обсуждаемой статьи

А. Орудие, на котором найдены протеиновые следы, характерные для бычьих. B. Орудие, на котором найдены протеиновые следы, характерные для лошадей. Фото из обсуждаемой статьи

Азрак – оазис, расположенный в пустыне на северо-востоке Иордании.  В центре оазиса находится пресное озеро, которое сейчас, увы, постепенно высыхает. Виной тому –  промышленная откачка воды, производимая людьми в конце прошлого века.  Однако иссушение болот позволило археологам заняться раскопками в Азраке – и обнаружить стоянку каменного века. Древние обитатели оазиса оставили после себя многочисленные каменные орудия,  древнейшим из которых – 266 тыс. лет (такой возраст памятника дал метод оптически стимулируемой люминесценции).  В то время климат здесь был еще более засушливым, чем сейчас, и оазис привлекал не только людей, но и многочисленных животных.

За 2013-2015 гг. археологи нашли в Азраке  более 10 тыс. каменных орудий – овальных и дисковидных рубил, отщепов, скрёбел. Для анализа находок исследователи решили использовать процедуру, которая давно практикуется в судебно-медицинской экспертизе - перекрестный иммуноэлектрофорез. Этот метод  позволяет обнаружить на поверхности образца следы белка и определить, какими животными эти следы оставлены. Методика очень чувствительная и  несколько раз использовалась в археологии.

Благодаря ей ученые уже выясняли, какую рыбу ловили в Швеции в неолите и на какую дичь охотились палеоиндейцы более 11 тыс. лет назад.

Поначалу исследователи сомневались в эффективности метода по отношению к образцам такой древности. Однако оказалось, что остатки белка проникают в микротрещины на поверхности орудий и могут сохраняться там длительное время.

Внимательно осмотрев более 7 тыс. орудий, специалисты отобрали  44, изношенный край которых говорил о длительном использовании. Образцы перед исследованием никак не чистили и старались не трогать, чтобы не загрязнить современной органикой. Анализу подверглись как сами орудия, так и прилипшие к ним частицы почвы. Что же показало исследование?

Остатки животных обнаружились на 17 образцах – оказалось, что 250 тыс. лет назад этими орудиями резали мясо носорогов, лошадей, верблюдов, быков и уток. Столь разнообразный набор дичи был неожиданным для ученых. Интересно, как древние люди охотились на уток? С помощью сетей? Копий? Хватали голыми руками? Для того чтобы поймать утку, нужно долго выслеживать ее вблизи водоема, рискуя самому попасть на обед к хищникам, которых притягивал оазис посреди пустыни.

Исследователи  подчеркивают, что впервые удалось идентифицировать животные протеины на орудиях столь почтенного возраста. Если методика войдет в широкую практику, откроются новые перспективы для изучения пищевых предпочтений древних людей.

Ч. Дарвин писал об истреблении индейцев в Аргентине:

Мрачная картина; но куда более ужасен следующий несомненный факт: всех [индейских] женщин на вид старше двадцати лет испанцы хладнокровно перерезают! На мое восклицание, что это кажется мне крайне  бесчеловечным, он [испанец] ответил: «Но что ж делать? Ведь они так пло­дятся!»