Новости антропологии
23.09.2016
Автор: М. М.

В Японии найдены древнейшие в мире рыболовные крючки

На острове Окинава, в пещере Сакитари близ города Нандзё, ведутся раскопки. Остров, вероятно, был заселен людьми еще 35 тыс. лет назад. Как заявил местный Префектуральный археологический музей, в пещере найдены два древних рыболовных крючка, возраст которых составляет 23 тыс. лет.

Находки в Сакитари, слева направо: крючок, недоделанный крючок и заготовка (?) для крючка. Источник: http://www.asahi.com/

Материал, из которого сделаны артефакты - раковины моллюсков. Если это так – значит,  уже 23 тыс. лет назад люди в Японии умели ловить рыбу при помощи крючков. Впрочем, без  рыбной ловли на небольшом, бедном ресурсами острове вряд ли можно было выжить.

Надо уточнить, что острова Рюкю, к которым относится Окинава, вошли в состав Японии только в последней трети XIX века.

Размер одного из крючков составляет 1.4 см. Как сообщают археологи, находки сделаны на глубине 1 метра под землей.  Возраст – 23 тыс. лет – был получен  радиоуглеродным методом по древесному углю. Крючки изготовлены из раковин морского волчка (Trochus maculatus) при помощи каменных орудий. В этом же слое обнаружены человеческие останки,  кости скаровой рыбы (Parrotfish) и гигантского пятнистого угря. Кроме того, в Сакитари археологи нашли бусины из раковин моллюсков, и поскольку их соединяли веревочками из растительного волокна, ученые предполагают, что крючки привязывались на такие же веревочки.

По сообщению Префектурального археологического музея, аналогичные крючки возрастом 16 - 23 тысячи лет были ранее обнаружены в Восточном Тиморе.

"...в России наука не стоит на почве, на которой желательно было бы её видеть, что всюду примешиваются личные интересы, вопросы национальности отдельных личностей и т.д. К сожалению, прибавлю я, это всё верно не только в России, но и всюду. Самое лучшее, что "учёный" (т.е. такой, который действительно смотрит на науку, как на цель жизни, а не как на средство) может сделать, это идти вперёд своею дорогою, не обращая внимание на мнение толпы направо и налево! К сожалению, весьма многие из так называемых "учёных" относятся к науке, как к дойной корове, которая обязана снабжать их ежедневным продовольствием, что делает из учёных – ремесленников и иногда даже просто шарлатанов. В таком случае научная истина – дело второстепенной важности для таких господ (а их, к сожалению, много, наука, приносящая им больше грошей, – самая привлекательная; им приходится ухаживать за толпою и её вкусами..."  Н.Н. Миклухо-Маклай, 1881 г.