Новости антропологии
23.09.2016
Автор: М. М.

В Японии найдены древнейшие в мире рыболовные крючки

На острове Окинава, в пещере Сакитари близ города Нандзё, ведутся раскопки. Остров, вероятно, был заселен людьми еще 35 тыс. лет назад. Как заявил местный Префектуральный археологический музей, в пещере найдены два древних рыболовных крючка, возраст которых составляет 23 тыс. лет.

Находки в Сакитари, слева направо: крючок, недоделанный крючок и заготовка (?) для крючка. Источник: http://www.asahi.com/

Материал, из которого сделаны артефакты - раковины моллюсков. Если это так – значит,  уже 23 тыс. лет назад люди в Японии умели ловить рыбу при помощи крючков. Впрочем, без  рыбной ловли на небольшом, бедном ресурсами острове вряд ли можно было выжить.

Надо уточнить, что острова Рюкю, к которым относится Окинава, вошли в состав Японии только в последней трети XIX века.

Размер одного из крючков составляет 1.4 см. Как сообщают археологи, находки сделаны на глубине 1 метра под землей.  Возраст – 23 тыс. лет – был получен  радиоуглеродным методом по древесному углю. Крючки изготовлены из раковин морского волчка (Trochus maculatus) при помощи каменных орудий. В этом же слое обнаружены человеческие останки,  кости скаровой рыбы (Parrotfish) и гигантского пятнистого угря. Кроме того, в Сакитари археологи нашли бусины из раковин моллюсков, и поскольку их соединяли веревочками из растительного волокна, ученые предполагают, что крючки привязывались на такие же веревочки.

По сообщению Префектурального археологического музея, аналогичные крючки возрастом 16 - 23 тысячи лет были ранее обнаружены в Восточном Тиморе.

Австралийский абориген о поисках нефти на его земле:

Геологам так и не удалось найти нефть. На глуби­не около трех тысяч футов они встретили очень крепкие породы — бурение пришлось прекратить. И напрасно геологи пытались бурить в Бугаргане, на том самом месте, где Тувату, змей-Радуга, ушел в землю. Старики-то уверены, что бур просто наткнулся на кости Тувату, а их ничем не пробить.

Дик Рафси. Луна и радуга. Издательство «Наука». Москва, 1978 г., с. 13.