Новости антропологии
15.10.2016
Автор: А. Соколов

Новые технологии позволяют увидеть эволюцию человека в действии

В новом исследовании, опубликованном в Science, международная группа генетиков реконструирует эволюцию человека, происходившую не в каменном веке, а буквально в последние столетия.

Эволюция британцев затронула даже веснушки. Источник фото - http://picworld.ru/?p=9165

Исследования, в ходе которых сравнивают ДНК множества людей, позволяют прослеживать эволюционные изменения, но до недавних пор это было можно делать с не очень высоким разрешением. Обычно эволюция видна на десятках тысячелетий, ведь изменение  определенного участка ДНК – небыстрый процесс. Новые методы сравнения целых геномов позволяют изучать эволюцию на коротких интервалах времени и показывают, что естественный отбор менял облик человека даже в последние 500 лет.

Итак, исследователи обратились к базе данных проекта UK10K  («10 тысяч британских ДНК») и взяли из нее 3195 геномов, чтобы выяснить, как эволюция изменила британцев за 2000 – 3000 лет (примерно 100 поколений). Анализу подверглись 4,5 миллионов точечных мутаций, встречающихся у современных жителей Великобритании с частотой более 5%.

Сравнивая то, с какой скоростью распространялись варианты генов, специалисты обнаружили ряд случаев быстрых изменений под действием естественного отбора.

Как генетики определяют, что имеют дело именно с отбором? Дело в том, что геном постоянно меняется – частоты генов варьируют под действием случайных процессов, и скорость этих изменений известна. Но если генетики видят, что частота какого-то варианта меняется в 10 или в 100 раз быстрее – это уже явно не случайность.

Один из таких примеров – эволюция гена, отвечающего за синтез лактазы. Лактаза – фермент, который участвует в усвоении молочного сахара,  и без него мы бы не смогли пить молоко.  Эволюция этого фермента - один из лучше всего изученных примеров эволюционных изменений у человека. У маленьких детей лактазы много, и они усваивают молоко безо всяких проблем. У взрослых млекопитающих ген лактазы отключается, и синтез фермента прекращается – взрослому молоко ни к чему, поэтому попытка пить молоко приводит к диарее и другим желудочно-кишечным неприятностям. Но у некоторых человеческих популяций – у тех, где практиковалось молочное животноводство – часто встречается мутация, позволяющая усваивать молоко в любом возрасте. Поскольку козы и коровы стали спутниками человека относительно недавно, неудивительно, что вариант гена лактазы, работающий у взрослых, быстро распространился у людей в последние тысячелетия. Исследование показало, что у жителей Британии это именно так.

Кроме того, исследователи обнаружили распространение аллелей, связанных с более светлой пигментацией.

Нет, речь идет не о коже – видимо, светлокожесть уже стала повсеместной в Европе 2 тысячи лет назад – а о цвете волос и глаз, и даже об алеллях, отвечающих за появление веснушек.

Выше мы говорили о признаках, каждый из которых кодируется одним конкретным геном. Но большинство человеческих свойств регулируются не одним-двумя, а десятками или даже сотнями генов, распределенными по всему геному.  Например, ученые выявили около 700 генов, влияющих на наш рост. Известно, что у северных европейцев чаще встречаются  генетические варианты, связанные с высоким ростом, чем у жителей юга Европы. Новые методики позволили наблюдать и за такой мультигенной эволюцией, когда признак меняется в результате эволюции множества генов, изменения каждого из которых малозаметны – но в сумме они дают существенный эффект. Исследование показало, что за последние 2 – 3 тыс. лет естественный отбор привел к распространению среди британцев вариантов генов, связанных с более высоким ростом. С какими процессами это связано? Может, высокие британцы больше нравились женщинам, и потому оставляли больше детей? Исследование не дает такого ответа, а лишь констатирует факт. Аналогично, ученые обнаружили распространение аллелей, связанных с увеличением окружности головы и веса младенцев, более поздним половым созреванием у женщин, и некоторые другие.

Итак, генетики показали, что вопреки популярному мнению, эволюция человека не прекратилась, и естественный отбор продолжает работать. По крайней мере, работал последнюю тысячу лет.

Восхищенные исследователи Древнего Египта приписали египтянам изобретение множества интересных и полезных вещей, но никто никогда не воздал им должное за изобретение пагубной привычки писать на стенах туристских достопримечательностей. Привычка эта, должно быть, возникла из некоего базового человеческого стремления, ибо она сохранилась до сего дня.

Барбара Мертц. Древний Египет. Храмы, гробницы, иероглифы // Москва, «Центрполиграф», 2007.