Новости антропологии
01.11.2016
Автор: Юлия Троицкая

Ни рыба, ни мясо: чем питались северные неандертальцы

Роберт Пауэр, профессор из Лейденского университета, старейшего в Нидерландах, выяснил, что неандертальцы, жившие в холодных и сухих областях Евразии, регулярно питались растительной пищей.

Неандертальский зуб, использованный в исследовании. Фото: Amanda Henry

О том, что эти наши ископаемые родственники употребляли растения, мы точно знаем уже более 5 лет, благодаря нескольким сенсационным исследованиям. Однако в этих исследованиях речь шла о неандертальцах, населявших юг Европы и Ближний Восток.

Новым интересным результатом стало то, что растения составляли значительную часть рациона неандертальцев и в высоких широтах, где в пик ледникового периода растительность была весьма скудной. Следовало бы ожидать, что в таких областях неандертальцы питались преимущественно мясом крупных животных. Некоторые исследователи полагали, что такая скудная диета стала одной из причин вымирания коренных европейцев.

Ан нет!

Для исследования Паэур прибегнул к методу, уже опробованному несколько лет назад на неандертальцах из Бельгии и Ирака – анализу зубного камня. На этот раз исследованию подверглись разновременные останки из 6 областей, в том числе Хорватии, Италии и России. Изучение 48 зубов под микроскопом показало наличие следов растений. Вне зависимости от климата и широты, неандертальцы добавляли гарнир к мясным блюдам. Правда, текст самого исследования пока недоступен. В пресс-релизе на сайте университета дана лишь краткая информация – а было бы интересно узнать, о каких растениях идет речь, и какие образцы с территории России изучались.

Зато сообщается, что надежность метода проверялась исследователем на зубах недавно умерших шимпанзе, рацион которых был хорошо известен. Результаты анализов совпали с имеющимися сведениями о том, как питались эти обезьяны. Таким образом, зубной камень – надежный источник информации о питании приматов, и он еще не раз выручит антропологов. Кстати, в 2012 году именно этот метод позволил узнать, что австралопитеки из Южной Африки 2 млн лет назад не брезговали древесной корой.

Источник: Neanderthals on cold steppes also ate plants

Головной мозг человека содержит около 1011 нейронов. В нервной система брюхоногого моллюска аплизии 105-106 нейронов. Нервная система паразитического червя аскариды содержит всего 162 нейрона.

Источник: Б.Ф. Сергеев. Ступени эволюции интеллекта. Ленинград, "Наука",1986 г., с. 115-116.