English Deutsch
Новости
Новости антропологии
02.11.2016
Автор: Равид Гор

Жестокие казни на севере Мексики – 4 тысячи лет назад и сегодня

Археолог из Аризоны увидел сходство между показной жестокостью древних индейцев и нынешних представителей преступного мира.

Тела, захороненные членами семьи, лежат в скорченном положении на боку (слева). Нетипичные захоронения (справа) – тело в вывернутом положении

Нетипичное погребение часто включает сломанные кости и другие признаки насильственной смерти

Био-археолог Джеймс Уотсон, заместитель директора Государственного Музея Аризоны, обнаружил в пустыне Сонора ряд нетипичных захоронений, относящихся к периоду раннего земледелия  (между 2100 г. до н. э. и 50 г. н. э.).

Погребения возрастом в тысячи лет в пустыне Сонора напоминают нынешние. Тела ушедших в иной мир, как правило, предавались земле с почтением, в соответствии с определенными ритуалами. Однако некоторые тела, судя по всему, бросали в могилу как попало. На таких останках специалисты обнаружили повреждения, в том числе посмертные – говорящие о том, что людей сначала убили, а потом надругались над телами.

Исследование Уотсона опубликовано в журнале Current Anthropology . Уотсон утверждает, что его находки помогают понять социальные и биологические факторы, которые могли приводить к жестоким убийствам и странным захоронениям. По словам учёного, эти факторы могут быть актуальны даже сегодня.

На телах из нетипичных могил, исследованных Уотсоном, есть признаки насильственной смерти - переломы или отверстия, оставленные наконечниками стрел. Но красноречивее всего положение тел в могилах. Обычно тела в погребениях лежали на боку в скорченном положении – здесь же они были небрежно брошены в неестественных позах. Кроме того, не хватало стандартных погребальных атрибутов, которые присутствовали бы, будь тела похоронены членами семьи.

«Этих людей погребли совсем иначе, нежели представители остальной части сообщества, и мы пытаемся понять, почему это произошло, - пишет Уотсон. - Мы стараемся доказать, что то, как тела были сброшены в эти ямы - часть акта осквернения тела».

Не исключено, что убитых обвиняли в колдовстве. Однако, учитывая, что трупы не были расчленены – а так обычно поступали с колдунами - Уотсон предлагает альтернативное объяснение. В своем докладе он утверждает, что останки, вероятно, принадлежат жертвам кровной мести или семейных распрей. Исследователь полагает, что насилие в рамках этих продолжающихся междоусобиц въелось в самые основы общества и стало частью культуры.

«Это происходило как раз тогда, когда земледелие пришло в регион, и здесь появились самые первые оседлые поселения. Поэтому мы думаем, что проявления жестокости связаны с проблемами роста популяции, - говорит Уотсон. - Между общинами, или даже внутри отдельных общин возникала социальная напряженность, что в конечном итоге выливалось в вспышки насилия». Древние земледельцы стремились добиться высокого статуса в общине, демонстрируя свою доблесть, и в том числе показную жестокость по отношению к другим членам сообщества.

Хотя работа аризонского исследователя концентрируется на событиях, происходивших 2 - 4 тыс. лет тому назад, он предполагает, что результаты исследования могут найти применение и в наши дни.

«Учитывая некоторые из тех проблем, которые мы видим сегодня, – например, рост насилия и числа убийств во многих городах, перестрелки с полицией, месть полицейским – многие дети растут в обстановке жестокости, и они усваивают различные шаблоны взаимодействия со своим окружением со всеми его недостатками, – пишет Уотсон. – Они повышают свой статус, демонстрируя жестокость. Так добиваются уважения, вместе с которым получают потенциальное преимущество в виде богатства, женщин и потомства».

Согласно публикациям в СМИ, на севере Мексики членами наркокартелей и по сей день регулярно совершаются массовые жестокие убийства, сопровождающиеся надругательством над трупами и публичной демонстрацией изуродованных тел. Мы видим, что тысячелетия спустя люди продолжают следовать древним поведенческим шаблонам.


Источники:



11 февраля - Ученые Против Мифов в Петербурге

Интересно

Когда в 1817 г. с корабля спускали лошадь для короля Помаре, канаты лопнули, и ло­шадь упала в воду; туземцы [таитяне] немедленно спрыгнули за борт и своими криками и тщетными усилиями помочь животному чуть не утопили его. Но как только лошадь добралась до берега, все население бросилось бежать, стараясь спрятаться от этой «носящей человека свиньи», как они окрестили лошадь.

Чарлз Дарвин. Путешествие натуралиста вокруг света на корабле «Бигль». Москва, ГИГЛ, 1953 г.,  с. 441.

Catalog gominid Antropogenez.RU