Новости антропологии
15.11.2016

Няни помогают детёнышам шимпанзе быстрее расти

Иногда в воспитании детёнышей шимпанзе принимают участие обезьяны, не являющиеся их родителями. Учёные из университета Торонто выяснили, что «няни», которых «нанимают» самки шимпанзе для своих детёнышей, помогают маленьким обезьянкам быстрее расти и раньше становиться независимыми. С результатами исследования можно ознакомиться в журнале Royal Society Open Science.

Шимпанзе в Нгого, Уганда. Детеныш Гас просит старого самца Бартока угостить его медом. Фото: Iulia Badescu

Учёные проводили наблюдения в одном из национальных парков Уганды. Исследователи делали выводы на основе поведения 42 групп «мать-ребёнок-няня». Их интересовало несколько аспектов: сколько молока употребляют младенцы, как проявляют свою заботу няни и как матери используют освободившееся время.

Для того чтобы узнать подробности о питании шимпанзе, учёные прибегли к анализу отходов жизнедеятельности обезьян. Это позволило исследователям получить данные о диетах юных шимпанзе и о том, как рано их отлучают от материнской груди.

«Маленькие шимпанзе, о которых большую часть времени заботятся няни, получают меньше молока. Это значит, что они становятся независимыми раньше детенышей одного с ними возраста, но выросших под опекой матери», - говорит ведущий автор работы Юлия Бадеску.

Таким образом, матери получают возможность раньше озаботиться новым потомством. Юлия Бадеску назвала этот процесс очень важным для понимания репродуктивных возможностей у близких к человеку родов обезьян. Но подобное поведение наблюдается не у всех шимпанзе.

Как выяснилось, разные самки в неравной степени позволяют другим шимпанзе играть и ухаживать за своими детёнышами. По словам учёных, чаще всего доступ к ним получают близкие к матери самки и её старшие дети.

В 2010 году немецкие учёные опубликовали работу, посвященную феномену усыновления у шимпанзе. В условиях дикой природы эти обезьяны зачастую берут на себя ответственность за жизнь детёнышей, оставшихся без матери. Приёмные родители отягощают себя большим грузом проблем (кормлением малыша, его переноской, защитой, обучением), не получая ничего взамен. Какой яркий пример вполне человеческого альтруизма в животном мире!

Источник

« - Кому наука в пользу, а у кого только ум путается. Ежели все пойдут в учёные да в благородные, тогда некому будет торговать и хлеб сеять. Все с голоду поумирают.

- А ежели все будут торговать и хлеб сеять, тогда некому будет учения постигать.

И, думая, что оба они сказали нечто убедитель­ное и веское, Кузьмичов и отец Христофор сделали серьёзные лица и одновременно кашлянули».

А.П. Чехов, повесть «Степь»