Новости антропологии
15.11.2016

Как жизнь с человеком заставила собаку полюбить крахмал

Исследование ДНК древних собак показало, что около 7 тыс. лет назад у них в геноме закрепились мутации, которые позволили им питаться богатой углеводами пищей. Аналогичный процесс увеличения числа копий гена амилазы – фермента, расщепляющего крахмал, у человека начался примерно в тот же период. Около 8 тыс. лет назад люди стали переходить к осёдлому образу жизни и земледелию. Таким образом, как сообщает журнал Royal Society Open Science, собаки частично эволюционировали вместе с человеческой культурой.

Источник: http://phys.org/

Для изучения у генетиков из Франции и Швейцарии были образцы ДНК древних собак из Восточной и Западной Европы, а также Юго-Восточной Азии. Более ранние  исследования уже показали, что собаки сопровождали человека со времён верхнего палеолита (эпохи, закончившейся примерно 12 тыс. лет назад). Анализ генома 13 древних собак, живших от 15 до 4 тыс. лет назад, показал большое число – до 20 -  копий гена Amy2B. Этот ген отвечает за расщепление крахмала до простых сахаров. Животное, обладающее несколькими копиями гена Amy2B, способно более эффективно усваивать растительную пищу, богатую крахмалом.

Судя по полученным данным, увеличение числа копий гена Amy2B у собак началось примерно 7 тысяч лет назад – как раз после неолитической революции, когда люди перешли на оседлый образ жизни и начали заниматься земледелием. Видимо, мясо стало дефицитом…

Для сравнения генетики проанализировали геномы 16 современных волков и 16 современных собак. В геномах волков обнаружилось только две копии гена, отвечающего за расщепление крахмала, а вот у современных собак этих копий оказалось от 4 до 16. Исключение составляют австралийские динго и сибирские хаски, обитающие на территориях, где сельское хозяйство появилось не так давно – у этих собак число копий гена Amy2B такое же, как у волков. Логично!

Источник

Новорожденный ребенок совершенно беспомощен: он не может самостоятельно держаться за тело матери, не может поддерживать температуру собственного тела без контакта с материнским телом, наконец, его сенсорные способности развиты несравненно хуже, чем у новорожденных гориллят, шимпанзят или бонобо. Чтобы появляться на свет столь зрелым, как детеныши человекообразных обезьян, человеческий плод должен был бы находиться в утробе матери около 20 месяцев. В сущности, новорожденный должен был бы достигать размеров годовалого ребенка. Даже непосвященному очевидно, что ни одна женщина не в состоянии родить ребенка такого размера.

Источник: М.Л.Бутовская. Тайны пола. Мужчина и женщина в зеркале эволюции. Фрязино: "Век 2", 2004.