Новости антропологии
15.11.2016

Как жизнь с человеком заставила собаку полюбить крахмал

Исследование ДНК древних собак показало, что около 7 тыс. лет назад у них в геноме закрепились мутации, которые позволили им питаться богатой углеводами пищей. Аналогичный процесс увеличения числа копий гена амилазы – фермента, расщепляющего крахмал, у человека начался примерно в тот же период. Около 8 тыс. лет назад люди стали переходить к осёдлому образу жизни и земледелию. Таким образом, как сообщает журнал Royal Society Open Science, собаки частично эволюционировали вместе с человеческой культурой.

Источник: http://phys.org/

Для изучения у генетиков из Франции и Швейцарии были образцы ДНК древних собак из Восточной и Западной Европы, а также Юго-Восточной Азии. Более ранние  исследования уже показали, что собаки сопровождали человека со времён верхнего палеолита (эпохи, закончившейся примерно 12 тыс. лет назад). Анализ генома 13 древних собак, живших от 15 до 4 тыс. лет назад, показал большое число – до 20 -  копий гена Amy2B. Этот ген отвечает за расщепление крахмала до простых сахаров. Животное, обладающее несколькими копиями гена Amy2B, способно более эффективно усваивать растительную пищу, богатую крахмалом.

Судя по полученным данным, увеличение числа копий гена Amy2B у собак началось примерно 7 тысяч лет назад – как раз после неолитической революции, когда люди перешли на оседлый образ жизни и начали заниматься земледелием. Видимо, мясо стало дефицитом…

Для сравнения генетики проанализировали геномы 16 современных волков и 16 современных собак. В геномах волков обнаружилось только две копии гена, отвечающего за расщепление крахмала, а вот у современных собак этих копий оказалось от 4 до 16. Исключение составляют австралийские динго и сибирские хаски, обитающие на территориях, где сельское хозяйство появилось не так давно – у этих собак число копий гена Amy2B такое же, как у волков. Логично!

Источник

В 1860 году жители французского города Ориньяк нашли в местной пещере 17 человеческих скелетов. О страшном открытии доложили властям. Было решено захоронить останки на приходском кладбище.

Вскоре о происшествии узнал археолог Эдуард Ларте. Ознакомившись с местом находки и увидев там каменные орудия и кости вымерших зверей, он понял, что на кладбище закопали скелеты первобытных людей! Ему пришлось доказывать это властям департамента.