Новости антропологии
07.12.2016

Тибетцы смешивались с денисовцами, а их мастифы с волками

Тибетские мастифы славятся способностью жить высоко в горах: они демонстрируют недюжинную силу и выносливость даже на высоте более 5 000 метров. Возникает справедливый вопрос: откуда эта способность? На него решили ответить китайские генетики. Результаты исследования опубликованы в Molecular Biology and Evolution.

Схема, иллюстрирующая смешение тибетцев с денисовцами, а мастифов - с волками. Zhen Wang, Shanghai Institutes for Biological Sciences, Chinese Academy of Sciences, Shanghai, P. R. China

Как оказалось, свою устойчивость к высоте порода приобрела при скрещивании с волками. Это произошло, когда первые люди пришли с только что одомашненными собаками в Тибетское плато. Сначала сопоставление ДНК мастифов с  геномами других собак и волков показало, что тибетские мастифы гораздо более родственны прочим китайским породам собак, чем волкам. А затем генетики обнаружили два особых участка, которые попали к мастифам от волков. Эти участки прошли жёсткий естественный отбор. По удивительному совпадению, эта же самая особенность, закодированная теми же самыми генами в том же самом месте в геноме, передалась людям тем же самым способом — скрещиванием. Если мастифы получили свою адаптацию от волков, то людям приспособленность к жизни в горах перешла от денисовского человека. Это открытие произошло ещё в 2014 году.

Одним из двух приспособительных белков оказался EPAS 1, который защищает организм от гипоксии — пониженного содержания кислорода в организме. Гипоксия зачастую появляется у людей, поднимающихся в горы. Ген, кодирующий этот белок, обнаружен почти у всех тибетцев и у небольшого количества китайцев. Расшифровка генома денисовцев говорит о том, что к современным людям EPAS 1 попал именно от них. Удивительно, но адаптация проявляется в уменьшении количества гемоглобина — белка-переносчика кислорода. Учёные предполагают, что таким образом организм экономнее расходует необходимую для него часть воздуха. Китайцы, не живущие в горах, в большинстве своём утратили этот генетический вариант, но у тибетцев он сохранился, как и у их собак, мастифов.

Источник

Когда в 1817 г. с корабля спускали лошадь для короля Помаре, канаты лопнули, и ло­шадь упала в воду; туземцы [таитяне] немедленно спрыгнули за борт и своими криками и тщетными усилиями помочь животному чуть не утопили его. Но как только лошадь добралась до берега, все население бросилось бежать, стараясь спрятаться от этой «носящей человека свиньи», как они окрестили лошадь.

Чарлз Дарвин. Путешествие натуралиста вокруг света на корабле «Бигль». Москва, ГИГЛ, 1953 г.,  с. 441.