Новости антропологии
07.12.2016

Тибетцы смешивались с денисовцами, а их мастифы с волками

Тибетские мастифы славятся способностью жить высоко в горах: они демонстрируют недюжинную силу и выносливость даже на высоте более 5 000 метров. Возникает справедливый вопрос: откуда эта способность? На него решили ответить китайские генетики. Результаты исследования опубликованы в Molecular Biology and Evolution.

Схема, иллюстрирующая смешение тибетцев с денисовцами, а мастифов - с волками. Zhen Wang, Shanghai Institutes for Biological Sciences, Chinese Academy of Sciences, Shanghai, P. R. China

Как оказалось, свою устойчивость к высоте порода приобрела при скрещивании с волками. Это произошло, когда первые люди пришли с только что одомашненными собаками в Тибетское плато. Сначала сопоставление ДНК мастифов с  геномами других собак и волков показало, что тибетские мастифы гораздо более родственны прочим китайским породам собак, чем волкам. А затем генетики обнаружили два особых участка, которые попали к мастифам от волков. Эти участки прошли жёсткий естественный отбор. По удивительному совпадению, эта же самая особенность, закодированная теми же самыми генами в том же самом месте в геноме, передалась людям тем же самым способом — скрещиванием. Если мастифы получили свою адаптацию от волков, то людям приспособленность к жизни в горах перешла от денисовского человека. Это открытие произошло ещё в 2014 году.

Одним из двух приспособительных белков оказался EPAS 1, который защищает организм от гипоксии — пониженного содержания кислорода в организме. Гипоксия зачастую появляется у людей, поднимающихся в горы. Ген, кодирующий этот белок, обнаружен почти у всех тибетцев и у небольшого количества китайцев. Расшифровка генома денисовцев говорит о том, что к современным людям EPAS 1 попал именно от них. Удивительно, но адаптация проявляется в уменьшении количества гемоглобина — белка-переносчика кислорода. Учёные предполагают, что таким образом организм экономнее расходует необходимую для него часть воздуха. Китайцы, не живущие в горах, в большинстве своём утратили этот генетический вариант, но у тибетцев он сохранился, как и у их собак, мастифов.

Источник

Русское духовенство выступало с критикой гелиоцентрической системы мира вплоть до начала XX века. До 1815 года c одобрения цензуры издавалось школьное пособие «Разрушение коперниковской системы», в котором автор называл гелиоцентрическую систему «ложной системой философической» и «возмутительным мнением». Последним произведением, в котором критиковалась гелиоцентрическая система, стала вышедшая в 1914 году книга священника Иова Немцева «Круг земли неподвижен, а солнце ходит». Автор «опровергал» систему Коперника цитатами из Библии и творений отцов Церкви.

Райков Б.Е. Очерки по истории гелиоцентрического мировоззрения в России. Л., 1947. c. 364.