Новости антропологии
07.12.2016

Тибетцы смешивались с денисовцами, а их мастифы с волками

Тибетские мастифы славятся способностью жить высоко в горах: они демонстрируют недюжинную силу и выносливость даже на высоте более 5 000 метров. Возникает справедливый вопрос: откуда эта способность? На него решили ответить китайские генетики. Результаты исследования опубликованы в Molecular Biology and Evolution.

Схема, иллюстрирующая смешение тибетцев с денисовцами, а мастифов - с волками. Zhen Wang, Shanghai Institutes for Biological Sciences, Chinese Academy of Sciences, Shanghai, P. R. China

Как оказалось, свою устойчивость к высоте порода приобрела при скрещивании с волками. Это произошло, когда первые люди пришли с только что одомашненными собаками в Тибетское плато. Сначала сопоставление ДНК мастифов с  геномами других собак и волков показало, что тибетские мастифы гораздо более родственны прочим китайским породам собак, чем волкам. А затем генетики обнаружили два особых участка, которые попали к мастифам от волков. Эти участки прошли жёсткий естественный отбор. По удивительному совпадению, эта же самая особенность, закодированная теми же самыми генами в том же самом месте в геноме, передалась людям тем же самым способом — скрещиванием. Если мастифы получили свою адаптацию от волков, то людям приспособленность к жизни в горах перешла от денисовского человека. Это открытие произошло ещё в 2014 году.

Одним из двух приспособительных белков оказался EPAS 1, который защищает организм от гипоксии — пониженного содержания кислорода в организме. Гипоксия зачастую появляется у людей, поднимающихся в горы. Ген, кодирующий этот белок, обнаружен почти у всех тибетцев и у небольшого количества китайцев. Расшифровка генома денисовцев говорит о том, что к современным людям EPAS 1 попал именно от них. Удивительно, но адаптация проявляется в уменьшении количества гемоглобина — белка-переносчика кислорода. Учёные предполагают, что таким образом организм экономнее расходует необходимую для него часть воздуха. Китайцы, не живущие в горах, в большинстве своём утратили этот генетический вариант, но у тибетцев он сохранился, как и у их собак, мастифов.

Источник

Об Александре Невском летопись сообщает, что он дожил до старости. Даты  рождения и смерти новгородского князя по энциклопедии: 1220-1262... Из всех людей, родившихся на нашей планете от палеолита до начала XX века, 40-летнего рубежа смогли достичь менее 10 %, а 50-летнего - не более 2 %. Об этом полезно напоминать нашему современнику, считающемуся в 40 лет чуть ли не молодым, но не устающему клясть пищу, воду, воздух, медицину и цивилизацию с ностальгией о счастливом и здоровом быте предков...

Хайтун С. Д., Социум против человека: законы социальной эволюции, М., «КомКнига», 2006 г., с. 221. Предоставлено Викентьевым И.Л.