Новости антропологии
19.12.2016

Древнейшие европейцы ели злаки и ковырялись в зубах, но не знали огня

Ученые исследовали зубной камень древних обитателей Испании, чтобы узнать, чем люди питались 1,2 млн лет назад. Результаты опубликованы в журнале Science of Nature.

Микрочастицы из зубного камня: 1-3. Гранулы крахмала. 4. Зёрна пыльцы хвойных. 5. Растительное волокно. 6. Споры грибов. 7. Фрагмент животных тканей. 8. Споры грибов. 9. Фрагмент крыла бабочки. Фото из обсуждаемой статьи

Челюсть и премолярЧелюсть и премоляр ATE9-1 из Сима дель Элефанте. Источник: http://www.adn.es/tecnologia/20080326/

Сима дель Элефанте – знаменитая пещера в Атапуэрке (север Испании), где найдены самые древние человеческие останки в Европе. Уникальные находки - нижнюю челюсть и изолированный зуб  -  иногда относят к виду Homo antecessor, хотя многие специалисты считают, что пещеру населяли европейские Homo erectus. Люди появились в Атапуэрке 1,2 млн лет назад и периодически посещали пещеру в течение почти миллиона лет. Большое количество раздробленных костей животных и каменных орудий свидетельствует о том, что древние обитатели Сима дель Элефанте были любителями мяса и костного мозга.

Теперь специалисты изучили под микроскопом образцы зубного камня, взятые из нижней челюсти испанского гоминида. Что же оказалось в образцах?

Во-первых, гранулы крахмала, характерные для двух видов злаковых растений. Как они оказались в зубном камне? Может быть, залетели при дыхании? Однако такие частицы обычно не летают в воздухе, а находятся внутри семян, и чтобы добраться до них, нужно разрушить оболочку зёрен. Так что скорее всего, гранулы крахмала попали в зубной камень из пищи. Причем, судя по всему, пища была сырой. Если бы злаки подвергались термической обработке, на гранулах были бы характерные повреждения, а их нет. Кроме того, в зубном камне отсутствуют частицы сажи, а в отложениях пещеры – какие-либо следы использования огня. Сами же зубы гоминид сильно стёрты – ими активно жевали что-то грубое и жёсткое.  Итак, первые обитатели Сима дель Элефанты еще не были знакомы с огнём.

Напомню, что древнейшим надёжным свидетельствам использования огня, найденным археологами, 800 тыс. лет -  это находки в Куэва Негра в Испании и в Гешер Бенот Яков на Ближнем Востоке.

Еще в зубном камне обнаружились древесные волокна. Эти микрочастицы находились вблизи характерной горизонтальной бороздки у основания зуба.  Вероятно, они остались от деревянной палочки - зубочистки, которой древний испанец ковырял в зубах. До этого самым древним подобным свидетельством были частицы древесины из зубного налёта неандертальца возрастом 49 тысяч лет.

Другие микроволокна, найденные в зубном камне Сима дель Элефанте, по-видимому, имеют животное происхождение – исследователи предполагают, что это частицы сухожилий и связок.

Кроме того, в образцах оказалось много пыльцы хвойных растений – судя по всему, миллион лет назад рядом с пещерой находился лес.

Наконец, в зубном камне специалисты разглядели чешуйку крыла бабочки, фрагмент ноги какого-то насекомого и споры грибов. Исследователи полагают, что всё это попало древнему человеку в ротовую полость при дыхании.

Доктор Карен Харди, руководитель исследовательской группы, отмечает, что, судя по следам двух видов крахмалистых растений , вдобавок к мясу, стол древнейших испанцев был весьма разнообразен. Впрочем, сами исследователи не видят в таких результатах ничего удивительного  - ведь приматов недаром называют всеядными.

Забавно, что сторонники популярной «палеодиеты» призывают отказаться от злаковых, поскольку эта пища, по их мнению, была несвойственна древним людям. Теперь же мы знаем, что обитатели Европы не  брезговали семенами более миллиона лет назад.

Источник

Потомство от браков белых и индейцев называют повсюду метисами, на Андском нагорье — также чоло, в Бразилии — мамелюко, или кабокло, в Аргентине — гаучо. Потомок белого (португальца) и метиса называется кастисом, белого и негра — мулатом, белого и мулата — терцероном (следующие степени: квартерон, квинтерон и т. д.), мулата и мулатки — каско, индейца и негра — самбо (в Бразилии также кафузо, или каборе).