Новости антропологии
27.12.2016

Томограмма и ДНК расскажут, как выглядели древние жители Чили

Исследователи в Сантьяго (Чили) начинают генетический анализ древнейших на планете мумий, захороненных на краю пустыни Атакама. О народе, оставившем такой след в истории, до сих пор известно очень немного. Учёные надеются, что их работа разгадает несколько древних загадок.

Мумия из Атакамы. © AFP / by Giovanna FLEITAS

Более чем за семь тысяч лет до нашей эры люди уже умели сохранять своих ушедших близких на века. Искусством мумификации прославился загадочный народ чинчорро. Он существовал на территории современных Чили и Перу несколько тысяч лет (предположительно, с десятого по четвёртое тысячелетия до нашей эры), не оставив никаких следов, кроме своих мумий. С 1903 года было обнаружено около двух сотен захоронений, но учёные считают, что эти находки ещё не всё рассказали об удивительном народе, который начал изготовлять мумии за 2000 лет до египтян.

В могилах, не отмеченных ни пирамидами, ни какими-либо другими опознавательными знаками, исследователи находили рыболовные и охотничьи снасти, что говорило о занятиях чинчорро. Теперь учёные решили взяться за анализ ДНК, чтобы понять, как выглядели и кому приходились родственниками представители этого народа.

Процесс мумификации у чинчорро проходил так: сначала местные умельцы снимали с  тела умершего кожу, отделяли мышцы и вынимали внутренние органы. Место плоти на скелете занимала глина. Затем получившуюся мумию облекали обратно в кожу и добавляли нос, глаза и волосы. Заканчивала композицию маска, помещаемая на лицо. Почти у всех мумий рот имеет форму буквы «о». Это может объясняться тем, что древние мастера не умели достаточно прочно прикреплять челюсть. Или, возможно, такое положение рта — авторская задумка для придания живости лицу. Но техника мумификации оттачивалась: постепенно мастера перестали расчленять тело для извлечения органов, а начали делать аккуратные разрезы. Изменялись материалы, длины париков. Глава отдела антропологии Чилийского музея естественной истории, Вероника Сильва, отмечает, что мумификация была для чинчорро очень личным процессом: семьи сами мумифицировали своих умерших. И могилы у этих семей зачастую были общими.

Образцы органических фрагментов (кожи и волос) должны дать учёным дополнительную информацию. Для этих целей специалисты выбрали 15 тел, большинство из которых — дети (среди них и младенцы, умершие в утробе матери), поскольку детские мумии самые древние.

Сюрпризы начались ещё до анализа ДНК — на томограмме. Оказалось, что самые маленькие «мумии» — это всего лишь гипсовые фигурки без скелета, призванные, вероятно, олицетворять умершего, который не мог быть мумифицирован.

На следующем этапе учёные планируют провести виртуальное вскрытие, не прикасаясь к самим мумиям, чтобы сохранить тела ещё на тысячелетия.

Предполагается, что чинчорро пришли к берегам Тихого океана со склонов Анд. Переход мигрантов к оседлой жизни привёл к подъему культуры в землях на краю Атакамы и дал начало мумификации. Возможно, именно новая работа учёных поможет прояснить происхождение древних обитателей Чили.

Изо всего, что видел Йорк (огнеземелец, путешествовавший на «Бигле» с экспедицией Чарльза Дарвина – прим. редактора)  за время своего пребывания в чужих краях, ничто так не пора­зило его, как страус близ Мальдонадо; задыхаясь от изумления, он подбежал к м-ру Байно, с которым вышел прогуляться: «О мистер Байно, о! птица совсем как лошадь!»