Новости антропологии
02.03.2017

Учёные показали, что гены человека и других приматов мутируют со схожей скоростью

Ученые из Института проблем передачи информации им. А.А. Харкевича Российской академии наук (ИППИ РАН) и Сколковского института науки и технологий (Сколтех) выяснили, что у человека и родственных ему видов приматов соответствующие участки генома мутируют со схожей скоростью вне зависимости от биохимических факторов. Результаты исследования опубликованы в журнале «Molecular Biology and Evolution».

«Биохимические факторы, которые влияют на скорость мутации у разных видов, могут сильно различаться, но при этом скорость мутации соответствующих участков генома очень близка» — говорится в сообщении.

Ученые исследовали гомологичные последовательности генома шимпанзе, гориллы и орангутана, то есть такие, которые имеют общее происхождение. Из-за того, что у разных видов отличаются биохимические факторы, влияющие на скорость мутации, например, структура хроматина и частота рекомбинации этого участка ДНК, должна отличаться и скорость мутации. Тем не менее, исследование показало, что гомологичные гены у близких видов приматов, в том числе и человека, мутируют с почти одинаковой скоростью. Причина этого явления пока не ясна.

«Мы обнаружили, что существуют какие-то пока неизвестные, “скрытые”, факторы, влияющие на скорость мутирования и частично объясняющие сходство между скоростями мутирования человека и человекообразных обезьян» — сказал заведующий Сектором молекулярной эволюции ИППИ РАН, профессор Сколтеха Георгий Базыкин.

По словам ученого, знание скорости, с которой участок ДНК мутировал у родственных к нам видов, говорит о скорости мутирования у человека больше, чем даже детальное понимание биохимических свойств ДНК. Это знание позволяет лучше понимать вероятность мутаций у человека и в конечном счете предсказывать их функциональное значение.

Понимание закономерностей возникновения мутаций имеет в том числе и медицинское значение, поскольку многие из мутаций, приобретаемых человеком, приводят к болезням.

Nadezhda V. Terekhanova, Vladimir B. Seplyarskiy, Ruslan A. Soldatov, Georgii A. Bazykin. Evolution of Local Mutation Rate and Its Determinants // Mol Biol Evol msx060. Published: 30 January 2017. DOI: https://doi.org/10.1093/molbev/msx060

Новорожденный ребенок совершенно беспомощен: он не может самостоятельно держаться за тело матери, не может поддерживать температуру собственного тела без контакта с материнским телом, наконец, его сенсорные способности развиты несравненно хуже, чем у новорожденных гориллят, шимпанзят или бонобо. Чтобы появляться на свет столь зрелым, как детеныши человекообразных обезьян, человеческий плод должен был бы находиться в утробе матери около 20 месяцев. В сущности, новорожденный должен был бы достигать размеров годовалого ребенка. Даже непосвященному очевидно, что ни одна женщина не в состоянии родить ребенка такого размера.

Источник: М.Л.Бутовская. Тайны пола. Мужчина и женщина в зеркале эволюции. Фрязино: "Век 2", 2004.