Новости антропологии
04.09.2017
Автор: А. Соколов

Рог на носу, а на шее – рёбра. Странная особенность шерстистых носорогов

У млекопитающих практически всегда 7 шейных позвонков. Правда, изредка встречается любопытное отклонение: на 7 позвонке шейного отдела вырастают дополнительные рёбра – как будто шейный позвонок пытается стать грудным. Недавно палеонтологи выяснили, что у мамонтов позднего плейстоцена такая аномалия встречалась удивительно часто: примерно у каждого третьего животного. Теперь такую же странность обнаружили у другого представителя европейской мегафауны – шерстистого носорога. В чем причина?

Промежуточные шейно-грудные позвонки шерстистых носорогов. Желтым выделены рёберные фасетки. Обратите внимание на асимметрию позвонков. Иллюстрация из обсуждаемой статьи

Люди очень разнообразны, и убедиться в этом легко, посмотрев вокруг. Но о некоторых индивидуальных особенностях мы можем узнать, только если сделаем рентген. Вот пример: в норме у человека (как и у других млекопитающих) на шейных позвонках рёбер нет. Но изредка - примерно у каждого двухсотого новорождённого – на 7-м шейном позвонке развивается дополнительная пара рёбер. Их так и называют – шейные рёбра. Жить такое украшение само по себе, как правило, не мешает. Однако исследования показали, что «беда не приходит одна»: развитие шейных рёбер сочетается с рядом других врождённых аномалий, поэтому 90% обладателей такой особенности не доживают до репродуктивного возраста.

Любопытно, что не только у человека, но и у других млекопитающих практически всегда семь  шейных позвонков  – что у землеройки, что у бегемота, что у жирафа!

Исключение составляют ленивцы, у которых в шее может быть до 10 позвонков, а также ламантины, у которых, наоборот, шейных позвонков всего 6, к тому же срощенных между собой.

Как и у человека, у млекопитающих встречается аномалия, при которой последний шейный позвонок «пытается» превратиться в грудной: отращивает дополнительные рёбра, которые обычно рудиментарны и не прирастают к грудине, а вместо этого могут прирасти к первому ребру. Кстати, бывает и обратная аномалия – когда на 1-м грудном позвонке рёбра недоразвиты. Но встречается она крайне редко.

Это у современных животных. А у ископаемых? Оказывается, в этом плане отличились мамонты с южного побережья Северного моря – у каждого третьего скелета этих огромных животных палеонтологи обнаружили шейные рёбра. Объяснить такую особенность можно резким уменьшением генофонда в вымирающей популяции: близкородственные скрещивания способствовали распространению скелетных уродств.

Авторы нового исследования выявили такую же аномалию у другого представителя европейской мегафауны – шерстистого носорога. Специалисты работали с коллекцией ископаемых позднего плейстоцена, находящейся в Лейденском Центре природного биоразнообразия (Нидерланды). Древних носорогов сравнивали с их современными африканскими и азиатскими родственниками.

Учёные проанализировали останки 32 шерстистых носорогов из позднеплейстоценовых отложений побережья Северного моря, а также 56 скелетов современных животных:  8 суматранских носорогов, 14 белых, 8 индийских, 6 яванских, 20 чёрных. Все современные носороги родились в дикой природе в начале XX века. 47 из них, как обтекаемо говорится в тексте, «умерли в результате активностей, связанных с зоологическим коллекционированием» – то есть, их попросту пристрелили. Остальные 9 закончили свою жизнь в зоопарках.

Исследователи отобрали 7-е шейные позвонки носорогов из коллекции, чтобы найти на них фасетки от рёбер. Как вы понимаете, у нормального шейного позвонка таких фасеток быть не должно. Если фасетки есть – позвонок классифицировался авторами как «седьмой шейно-грудной промежуточный». Чтоб не перепутать 7-й шейный (С7) с 1-м грудным (Т1), специалисты выделили 12 характеристик, различающих С7 и Т1.

Позвонок признавался «переходным», если у него присутствовали рёберные фасетки, и при этом не менее 6 признаков относили его к шейному отделу. Ещё одна отличительная черта – такой переходный позвонок часто ассиметричен.

В результате, среди ископаемых позвонков С7 нашлось 24 нормальных, 5 «промежуточных» и 3 сомнительных. Итоговая частота шейных рёбер у шерстистого носорога – 15,6%. И, судя по размерам фасеток, эти рёбра были довольно крупных размеров (как и у мамонтов, которых изучали ранее).

А что у современных носорогов? Ноль! Ни одного случая на 56 позвонков.

Ещё раз напомним, что у современных людей (почему-то именно их авторы приводят для сравнения) частота этого признака в норме – не более 1%. Зато высокий процент шейных рёбер – у детей, больных раком (15-25%).

Учёные задаются вопросом: в чём же причина? Почему и у мамонтов, и у шерстистых носорогов позднего плейстоцена так часто развивались шейные рёбра? Как уже говорилось, эта особенность обычно сочетается с другими врождёнными аномалиями. И, кстати, такие отклонения наблюдались на скелетах древних носорогов! Например, у этих животных описаны 3 случая гиперодонтии – развития лишних зубов.

Может быть, шейные рёбра – это признак того, что носороги эволюционировали в сторону укорочения шеи? Вряд ли: у шерстистых гигантов имелся жировой горб, который с короткой шеей никак не сочетается. Единственный пример короткошеести у млекопитающих – уже упоминавшиеся ламантины, крайне медлительные животные. Явно не случай носорогов, которым нужно было быстро бегать от волков и гиен.

Скорее, ситуация здесь такая же, как у мамонтов: высокий процент близкородственных скрещиваний в маленьких популяциях. Известны современные примеры подобного рода: очень высокая частота шейных рёбер (7,5%) в изолированной человеческой популяции на Сицилии, а, кроме того, у домашних животных: у некоторых пород собак (11,4%) и минипигов (11%). Согласно данным генетиков, сибирские мамонты отличались очень низким генетическим разнообразием. Увы, для шерстистых носорогов таких исследований пока никто не проводил.

И ещё одна причина – крайне неблагоприятные условия позднего плейстоцена. Болезни, холод, голод и другие стрессовые факторы приводят к нарушениям развития плода.

Последние носороги и мамонты жили в эпоху, когда климат быстро менялся, в связи с чем исчезли привычные растения - источники пищи. Судя по останкам, молодые мамонты нередко страдали от дистрофии и артрозов, вызванных недостаточным питанием.  Итак, вероятная причина высокой частоты шейных рёбер у носорогов – близкородственные скрещивания и постоянный пищевой стресс.

Поскольку у современных носорогов авторы не нашли ни одного случая развития шейных рёбер – можно было бы сделать оптимистический вывод о том, что нынешние популяции этих животных процветают. Можно было бы, да только в коллекции – останки животных, умерших 80 и более лет назад. За прошедшие десятилетия численность суматранских носорогов, к примеру, сократилась на 80%. Что там с шейными рёбрами у современных гигантов Азии и Африки – сказать трудно.

Когда в 1817 г. с корабля спускали лошадь для короля Помаре, канаты лопнули, и ло­шадь упала в воду; туземцы [таитяне] немедленно спрыгнули за борт и своими криками и тщетными усилиями помочь животному чуть не утопили его. Но как только лошадь добралась до берега, все население бросилось бежать, стараясь спрятаться от этой «носящей человека свиньи», как они окрестили лошадь.

Чарлз Дарвин. Путешествие натуралиста вокруг света на корабле «Бигль». Москва, ГИГЛ, 1953 г.,  с. 441.