Новости антропологии
15.03.2011
Автор: А. Соколов

Мы стареем так же, как и другие обезьяны

Об этом с грустью пишут авторы статьи, опубликованной на сайте журнала Science 11 марта 2011 г.

Бурая мирики. ''Берите с меня пример! Давайте жить дружно!'' Источник: http://primaty.ru/primaty/86.shtml

''Кривые выживания'' для шимпанзе, горилл, мирики и капуцинов. Синие точки - самцы, красные - самки. Только у мирики красные и синие кривые практически совпали. Иллюстрация к обсуждаемой статье

''Возрастной риск'' - рост вероятности смерти с возрастом у разных видов: самки (сверху) и самцы (снизу). Самая нижняя фиолетовая линия на обоих графиках - люди. Как видите, угол ее наклона не очень отличается от линий других приматов... Иллюстрация к обсуждаемой статье

До недавнего времени считалось,  что мы отличаемся от животных, помимо всего прочего, тем, что … медленно стареем. Животные, «когда приходит срок» и сил на размножение уже нет - быстро дряхлеют и умирают, освобождая дорогу молодым; человек же (в том числе, благодаря достижениям современной медицины) имеет возможность наслаждаться достаточно длинным «пострепродуктивным» периодом жизни.

Повторим: считалось …

Но выдержит ли это утверждение проверку статистикой?

- решила разобраться Энн Брониковски, исследователь из Университета Айовы, а также ее коллеги.

"Люди были какой-то загадкой, - говорит Энн Брониковски. - Мы живем намного дольше, чем можно было бы ожидать, исходя из размеров нашего тела, нашего строения, наших показателей взросления и размножения. Когда человека сравнивали с лабораторными или домашними животными (такими, как лошади, собаки, крысы и мыши), выходило, что у людей более медленные темпы старения".

Много ли пользы в сравнении с мышами? Давайте сюда наших ближайших родичей – приматов! Но с приматами, тем более живущими в дикой природе,  проводить сравнение гораздо сложнее, ведь чтобы получить  какие-то демографические данные по обезьянам, нужны многолетние полевые наблюдения.

Исследователи не собирались сравнивать продолжительность жизни человека и, к примеру,  капуцина – известно, что человек всё-таки живет дольше. Авторов статьи интересовали относительные характеристики, связанные с уровнем смертности.  Ведь по тому, как уровень смертности меняется с возрастом, проще всего оценить темпы старения у животных. Такую статистику в итоге и собрала Энн Брониковски. Исследователи свели воедино результаты длительных наблюдений за  представителями 7 видов приматов, живущих в дикой природе: капуцинов из Коста-Рики, мирики (род паукообразных обезьян) из Бразилии, бабуинов и голубых мартышек  из Кении, шимпанзе из Танзании (знаменитый заповедник Гомбе, где вела наблюдения сама Джейн Гудолл), горилл из Руанды, и лемуров сифака с Мадагаскара. Естественно, использовалась аналогичная информация и по человекам.

Характер смертности у приматов в принципе известен: высокая детская смертность, затем относительно низкая смертность на «подростковой» стадии, а затем, с наступлением зрелого возраста, уровень смертности постепенно возрастает от середины к концу  интервала «потенциальной продолжительности жизни».

Но важна конкретика.

Можно представить себе сложность задачи. Ведь далеко не для всех исследуемых животных известен их точный возраст - хотя бы потому, что часть из них родилась до начала наблюдений. Не всегда можно определить и причину исчезновения особи: обезьяна могла погибнуть, а могла просто покинуть данную местность, примкнув к другой группе.

Для  случаев, когда возраст определить трудно, он  оценивался приблизительно, на основании статистики. Например, молодую самку с маленьким детенышем (при отсутствии иных данных) характеризовали как достигшую «минимального взрослого возраста».

На основании собранной статистики для каждого вида построили т.н. «кривую выживания».  Учёные сосредоточились на двух параметрах, характеризующих смертность:

• «начальная взрослая смертность» - Initial Adult Mortality (IMR)уровень смертности среди особей, только что достигших зрелости (для самок это средний возраст первых родов, для самцов - средний возраст первого вероятного отцовства),
  • «скорость старения» - Rate of Aging (RoA), т.е. скорость, с которой вероятность смерти увеличивается с возрастом.

При этом интересовала не только разница между видами приматов, но и различия в характере смертности между полами каждого рассматриваемого вида.

Каковы результаты исследования?

Оказалось, что  по темпам старения люди гораздо ближе к прочим приматам, чем думали раньше. Обезьяны  дряхлеют вовсе не быстрее нас…

Согласно полученным данным, женщины по уровню смертности в детском возрасте ближе всего к гориллам,  а по темпам старения похожи на шимпанзе, бабуинов, паукообразных обезьян и лемуров сифака (да не обидит наших дам такое сопоставление).

Мужчины же, если сравнивать их с самцами «диких  обезьян», стареют вроде бы всё-таки медленней, но совсем чуть-чуть.

А сейчас приятная информация для женщин. У всех исследованных видов самки живут ДОЛЬШЕ.

Например, у наблюдаемой популяции шимпанзе самая старая самка дожила до 53 лет (вполне прилично даже по человеческим меркам), а самец – всего лишь до 43… У горилл – старейшей самке исполнилось 43 года, самцу –  38…

Кстати, до сих пор остается открытым вопрос о максимальной продолжительности жизни шимпанзе. Пишут, что Чита, шимпанзе, снявшаяся в фильмах про Тарзана, в 2005 году была ещё жива  и здорова в возрасте 71 года (хотя эта информация вызывает некоторые сомнения… См. подробней здесь)

Самое интересное:

Из всех рассматриваемых приматов мирики являются единственным видом, у которого между самцами не наблюдается  активной конкуренции  за самок. Мирики совершенно не агрессивны; их самцы часто сотрудничают между собой. Так вот, только у мирики эти самые IMR и RoA  самцов и самок практически совпадают. Самцы мирики стареют медленней, чем самцы других приматов. Почему? Может быть, они просто меньше нервничают?

У остальных видов, участвовавших в исследовании, выходит так:

• у капуцинов и горилл самки выигрывают за счет низкой «начальной взрослой смертности».
  • у лемуров сифака, бабуинов и шимпанзе у самок ниже скорость старения.
  • что касается людей – внимание! – у женщин по сравнению с мужчинами ниже ОБА параметра - и IMR и RoA.

Итак, получается, что если хочешь жить долго и счастливо, то нужно:

1. Родиться женщиной
  2. Не позволять мужчинам ссориться и конфликтовать из-за тебя…

Сложная, но в принципе возможная комбинация... Еще раз, вдогонку, поздравляем прекрасных дам  с прошедшим праздником!

Anne M. Bronikowski et al. Aging in the Natural World: Comparative Data Reveal Similar Mortality Patterns Across Primates. Science 11 March 2011. www.sciencemag.org/content/331/6022/1325.abstract