Новости антропологии
01.04.2018
Автор: А. Соколов

Понюхайте неандертальца! Новая эра реконструкции

Методы реконструкции внешности древних людей стремительно совершенствуются. Благодаря усилиям палеогенетиков некогда блеклые гипсовые головы неандертальцев обрели цвет – мы узнали об их светлой веснушчатой коже и огненно-рыжих волосах. Мастера таксидермии соревнуются в наращивании реализма – их великолепные скульптуры вот-вот оживут. Однако картина остаётся неполной, поскольку внешне правдоподобные изображения стерильны – они не пахнут. Известно, что не менее 36% информации человек получает по запаховому каналу, причём запахи действуют на нас мгновенно, помимо нашей воли (вспомните про пресловутые феромоны). Сможем ли мы когда-нибудь не только увидеть, но и почувствовать запах наших пращуров?

Международной группе генетиков во главе с Самуэлем Уитгландом впервые удалось создать реалистичную запаховую реконструкцию пещерного человека. Специалисты изучили микроостатки грязи, прилипшей к древним орудиям, найденным на нескольких европейских стоянках среднего палеолита, а, кроме того, проанализировали те участки неандертальской ДНК, которые отвечают за работу потовых желёз. Выяснилось, что, в отличие от современного человека, на кожных покровах неандертальцев преобладали не эккриновые, а апокриновые потовые железы, производящие густой пот с весьма специфическим запахом. Биохимикам из Дрезденской лаборатории удалось получить молекулярную формулу неандертальского пота и даже синтезировать несколько граммов жидкости. Как сообщают очевидцы (или, точнее было бы сказать, ноздренюхцы), запах не для слабонервных – с непривычки вдыхание неандертальского амбрэ может вызвать серьёзный стресс. Хотя сам запах не кажется таким уж неприятным, испытуемые, которых задействовали в проекте, назвали его «тошнотворным» и даже «мерзким». Быть может, действует генетическая запаховая память - древний инстинкт сохранил в наших генах воспоминание о далёкой войне между двумя видами, в которой не брали пленных…

Несмотря на неоднозначную реакцию добровольцев, авторы исследования планируют уже в ближайшем будущем добавить неандертальским реконструкциям в музеях Европы реализма, «надушив их» полученным составом. Таким что образ древнего троглодита наконец обретёт законченность. Но не отпугнёт ли это посетителей музеев? Вариант – использовать экспозиции под открытым небом, где у посетителей будет возможность в любой момент отдышаться в сторонке. К тому же руководство открытых выставок, на которых нередко бесплатный вход, утверждает, что местную публику никаким запахом не напугаешь.

S. Weetgland, S. Tench, et al. Smells like Neanderthal spirit // Genetic Aroma Reserches, vol. 555, pp. 652–656 (01 April 2018).

Герасимов сообщил мне, что  будто Вы  сочинили сочинение в котором  изволили изложить  не весьма существенные  идеи  на щот  людей  и  их  первородного состояния и допотопного бытия. Вы изволили сочинить что человек произошел от обезьянских племен мартышек орангуташек и т. п. Простите меня старичка, но я с  Вами касательно  этого  важного  пункта не согласен и  могу  Вам запятую поставить. Ибо,  если  бы человек,  властитель мира, умнейшее из дыхательных существ, происходил от  глупой и невежественной  обезьяны  то у  него был бы хвост и дикий голос.

Антон Павлович Чехов. Письмо к ученому соседу