Новости антропологии
18.09.2018
Автор: Екатерина Шутова

Человек – больше не кровожадный убийца эпиорниса?

В одном из рассказов Герберта Уэллса герой вывел из яйца огромную птицу. Этой птицей был эпиорнис – нелетающий гигант, вымерший на Мадагаскаре в середине XVII века. Эпиорнисы фигурируют в массе научных исследований. Сейчас, например, учёные проанализировали их кости и пришли к выводу, что люди пришли на Мадагаскар значительно раньше, чем считали антропологи.

Реконструкция скелета эпиорниса. Цветом выделены кости, на которых найдены следы орудий.

Кость ноги эпиорниса (tarsometatarsus) с предполагаемыми отметинами от орудий.

Почему вымерли «слоновьи птицы»?

Предыдущие исследования показывали, что человек пришёл на четвёртый по величине остров мира 2,400-4,000 лет назад (такой вывод сделали, обнаружив следы орудий Homo на костях лемуров). Теперь же специалисты из Лондонского зоологического общества изучили останки эпиорнисов, найденные в 2009 году. Согласно радиоуглеродному анализу, возраст костей – 10 721 – 10 511 лет. На них учёные обнаружили характерные зарубки и отметины, которые остаются при разделке птицы каменными орудиями.

«Известно, что мегафауна Мадагаскара – эпиорнисы («слоновьи птицы»), бегемоты, гигантские черепахи и гигантские лемуры – вымерли меньше тысячи лет назад, - говорит ведущий автор исследования Джеймс Хансфорд. – Есть ряд теорий о причинах этого вымирания, но степень «участия» в нём человека до сих пор не ясна. Наше текущее исследование доказывает, что люди пришли на Мадагаскар на 6 тыс. лет раньше, чем считали антропологи. Это говорит о том, что человек соседствовал с эпиорнисами и другими вымершими видами на протяжении 9 тыс. лет». По словам учёного, можно сделать вывод, что люди не могли повлиять на вымирание мегафауны.

Патрисия Райт, одна из авторов исследования, добавляет: «Теперь мы знаем, что в конце ледникового периода, когда человек использовал только каменные орудия, некая группа людей прибыла на Мадагаскар. Мы не знаем происхождения этих людей – для этого нам нужно больше находок. Но мы знаем, что их генов нет в современном населении Мадагаскара. Остаётся вопрос – кто тогда эти люди? Когда и почему они исчезли?» (Также интересно, почему до настоящего времени не было найдено никаких доказательств присутствия человека на Мадагаскаре в столь далёкие эпохи).

В ходе исследования учёные также датировали другую кость эпиорниса с «человеческими зарубками» из коллекции Исторического музея Мадагаскара. Выяснилось, что ей примерно 6300 лет.

Кто же такие эпиорнисы?

В арабском средневековом фольклоре фигурирует птица Рух, чьи размеры сравнимы с островом. По мнению исследователей, прототипом Рух как раз могли быть эпиорнисы – встретив на Мадагаскаре огромную нелетающую птицу, арабы-путешественники, возможно, пришли к выводу, что это птенец кого-то более массивного.

Эпиорнисы действительно были «немаленькими»: в высоту достигали 3-5 метров и весили до 400 кг. Их яйца по размеру более чем в 150 раз превосходили куриные (кстати, птицы-то вымерли, а их яйца продолжают находить по сей день и даже продавать на аукционах). Забавно, что ближайший родственник эпиорнисов – современные киви, которые весят всего 2-4 кг.

Источник: http://advances.sciencemag.org/content/4/9/eaat6925

Новорожденный ребенок совершенно беспомощен: он не может самостоятельно держаться за тело матери, не может поддерживать температуру собственного тела без контакта с материнским телом, наконец, его сенсорные способности развиты несравненно хуже, чем у новорожденных гориллят, шимпанзят или бонобо. Чтобы появляться на свет столь зрелым, как детеныши человекообразных обезьян, человеческий плод должен был бы находиться в утробе матери около 20 месяцев. В сущности, новорожденный должен был бы достигать размеров годовалого ребенка. Даже непосвященному очевидно, что ни одна женщина не в состоянии родить ребенка такого размера.

Источник: М.Л.Бутовская. Тайны пола. Мужчина и женщина в зеркале эволюции. Фрязино: "Век 2", 2004.