Новости антропологии
23.03.2011
Автор: С. Дробышевский

Предки современных человекообразных обезьян возникли в Евразии...

... и эволюционировали независимо от африканских предков человека. Об этом - в статье испанских исследователей, опубликованной на сайте PNAS.

Группа грифопитеков. Грифопитек - род ископаемых приматов Евразии, ''помолодевший'' в результате исследования - с 16 до 14 млн.л.н. // John Sibbick's collection. Источник: http://www.johnsibbick.com/prehist-pages/

В новой статье подробно рассмотрены датировки ископаемых человекообразных приматов Западной Европы. Оказалось, что во многих случаях их датировки регулярно завышались. Древние обезьяны оказались чуть менее древними, в среднем не 16 миллионов лет, а "только" 14. В частности, "помолодели" Griphopithecus и Kenyapithecus. Такое омоложение, вкупе с пересмотром некоторых таксономических связей, привело антропологов к мысли, что Евразия (а стало быть – и Европа) могла быть колыбелью современных понгидСемейство человекообразных высших обезьян, включающее современных: орангутана (Pongo pygmaeus), гориллу (Gorilla gorilla), шимпанзе (Pan troglodytes), бонобо или карликового шимпанзе (Pan paniscus).. В то время, когда в Африке на основе древнейших человекообразных зарождалась человеческая линия эволюции, в Евразии независимо и параллельно возникали предки современных человекообразных обезьян. При этом часть их признаков эволюционировала более-менее параллельно, хотя Евразии повезло меньше в дальнейшем (севернее она находится, вот и стало похолодание тут для обезьян гибельным). Таким образом, происхождение понгид и гоминидГоминиды в "классическом" смысле - семейство прямоходящих приматов, включающее людей и их ископаемых предшественников. могло идти разобщённо географически, а не только экологически, как считалось ранее.

Впрочем,

сами авторы пишут о своих построениях осторожно, не считая свои выводы единственно верными и оставляя простор для последующих уточнений, дополнений и исправлений своей концепции.

Крайне ценной статью делают два приложения, помещённые в электронном виде в Интернете, в свободном доступе (см. здесь). В первом из них даётся беспримерный обзор систематики и таксономии ископаемых европейских человекообразных приматов. Во втором - ПОЛНЫЙ обзор всех европейских местонахождений этих приматов, в указанием найденных видов и датировками.

Сами по себе эти тексты могут послужить основой многих новых исследований.