Новости антропологии
26.04.2010

В Малапе обнаружены останки младенца австралопитека

Как пишут южно-африканские Sunday Times 10 апреля 2010 г. , фрагменты локтевой и плечевой костей, принадлежавшие младенцу-гоминиду, были обнаружены в метре от знаменитых окаменелостей самки и подростка, найденных в пещере Малапа, на территории объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО, известного как «Колыбель человечества», в Южной Африке.

Доктор Брайен Кун

Напомним, что останки взрослой самки и подростка, обнаруженные профессором Ли Бергером, известным палеоантропологом из University of the Witwatersrand, и его сыном, Мэтью, в Малапе в августе 2008, были отнесены к новому виду гоминидГоминиды в "классическом" смысле - семейство прямоходящих приматов, включающее людей и их ископаемых предшественников., названному Australopithecus  sediba. Но до сих пор держалось в секрете открытие останков младенца, размером «в половину мяча для рэгби» (как выразился автор статьи в Times). Эта находка была сделана 17 мая прошлого года.

Останки младенца, которому в момент смерти было 12-18 месяцев, нашел  Брайен Кун (Brian Kuhn), исследователь Института Эволюции Человека при Университете Витса (Wits University), который поначалу принял их за кости саблезубой кошки. Первое время Кун не мог поверить, что кости принадлежат гоминиду, по причине их слишком малых размеров.

(Найденная локтевая кость менее 1 см в поперечнике и примерно 1.5 см длиной; плечевая кость 2 см  в ширину.)

Брайен Кун возглавлял группу специалистов по ископаемым хищникам, и является одним из соавторов опубликованной в Science статьи “Geological Setting and Age of Australopithecus sediba from Southern Africa.”

«Только после того, как кости были очищены, я осознал  что это младенец.». – сообщил Кун. Он  уверен, что найденная ранее самка является матерью младенца, ввиду того что ее кости найдены в непосредственной близости от новой находки.

«Если их поведение было подобно поведению современных групп приматов, высоковероятно что этот детёныш «ездил» на спине своей матери, как это делают детеныши молодых бабуинов».

Ли Бергер полагает что самка (или всё-таки ее правильней называть «женщиной»?.. – прим. Ред.), вместе с младенцем и подростком, свалились в пещеру, которая 2 млн лет назад была от 30 до 50 метров в глубину.

«Они погибли, находясь очень близко друг к другу и примерно в одно и то же время. Тела их были смыты в подземный водоём, вероятно образовавшийся  в результате сильного ливня. Вероятно, их отнесло недалеко, всего на несколько метров, где они и остались, затвердев, словно брошенные в быстро схватывающийся бетон».

Нужно заметить, что некоторые особенности посткраниального скелета неандертальца, как и ряд деталей строения черепа, имеют как бы "ультрасапиентный", "профетический" характер, т.е. эволюция в парамагистрали осуществила здесь своего рода "прорыв в будущее", опередив современного человека по магистральным параметрам. Большой объем мозговой коробки, срастание корней моляров, большой вестибуло-лингвальный размер талонида нижних моляров, ряд особенностей таза, пропорции пальцев кисти ("короткопалость") и некоторые другие черты морфологии неандертальца  могут считаться "сверхсапиентными".