Новости антропологии
01.04.2020
Автор: С. Дробышевский

День предка: как динозавры поучаствовали в нашей эволюции

Роль пургаториуса в нашей эволюции известна давно – это наш Великий Предок. Для полного счастья палеоантропологам не хватало одной малости – целого скелета, чтоб, как говорится, в полный рост. Отдельные зубы и фрагменты челюстей – этого, конечно, вполне достаточно для глобальных выводов о ходе эволюции, но как-то не очень впечатляет. Хочется всё же увидеть пра-прадедушку целиком, да ещё, желательно, в типичной обстановке и за любимым занятием. А с этим были проблемы. Ныне те места, где жили пургаториусы, являются гольной пустыней. Очень трудно вообразить, как жили недоприматы десятки миллионов лет назад. Лишь уникальное стечение обстоятельств могло помочь палеонтологам.

Фото находок в Фан-Це-Ча-Ли in situ.

И везение таки бывает! Новая уникальнейшая находка проливает новый свет на нашу самую раннюю эволюцию.

Как и бывает почти всегда, новость пришла из Китая – там сейчас делаются все самые фантастические открытия. Незадолго до того, как страну парализовал проклятый вирус, палеонтологи исследовали новое местонахождение Фан-Це-Ча-Ли (放在茶里) в провинции Хубэй. Слои тут сформировались в конце мелового периода, в маастрихте, около 66 миллионов лет назад, то есть непосредственно перед ужасным вымиранием, выкосившим динозавров. Собственно, это обстоятельство с самого начала и привлекло внимание палеонтологов. Тема на подъёме, а в Китае до сих пор исследовались лишь намного более древние отложения. И учёные старались не зря. Находки превзошли самые их смелые ожидания. Уже анонсированы десятки новых видов самых разных животных, но пока опубликована лишь самая выдающая находка.

Она представляет собой почти целый скелет зауропода (длинношеего динозавра, похожего на диплодока или бронтозавра), получившего название Zhi danbai (в последние годы китайцы любят давать названия на китайском, нарушая, строго говоря, международную номенклатуру), на некоторых участках которого, как часто бывает в китайских местонахождениях, сохранились отпечатки кожи. Тут-то и случилась сенсация. На первый взгляд, кожа зауропода выглядела банально: пупырчатая, покрытая костяными щитками разного размера – в центре более крупный многоугольник, а вокруг россыпь мелких круглых бляшечек. Однако тщательная препаровка (в этом китайским умельцам не откажешь) позволила выявить странность: оказывается, между остеодермами у зауроподов тоже были пероподобные стуктуры! Конечно, это не совсем перья, но всё же – кожа зауропод не была совсем голой. Нельзя сказать, что о такой возможности никто не думал, ведь пероподобные структуры ранее уже были известны и у теропод – ближайших родственников зауропод, и у птицетазовых орнитопод, и даже у птерозавров, линия коих отделилась от предков динозавровов ещё в середине триаса. Ну а птицеподобных пернатых тварей в мезозое хватало и вовсе с избытком – все эти конфуциусорнисы, энанциорнисы и нормальные веерохвостые птицы порхали просто толпами; именно в Китае их и найдено больше всего. Но не "перья" зауропода стали главной неожиданностью.

Некоторые участки кожи оказались странно, сверх всякой меры, вздуты в виде круглых комков-конкреций. Осторожно препарируя такие бугры, учёные натолкнулись на маленькие косточки. Глазам китайских палеонтологов предстало невиданное зрелище – несколько почти целых скелетов протоприматов – судя по зубам, ближайших родственников уже известных североамериканских пургаториусов, которых тут же, конечно, назвали новым именем Purgatorius changcheng, что означает "Пургаториус Великая Стена". И название несёт глубокий посыл.

Как скелеты зверюшек оказались под боком зауропода, история умалчивает. Осторожные исследователи выдвинули несколько альтернативных версий. Самая банальная очевидна: умирающий динозавр упал и придавил несколько пушистиков. Но скелеты зверьков расположены не где попало, а именно в районах кожных складок вдоль ног и ассоциированы с упомянутыми кожными вздутиями. К тому же учёные обратили внимание на специфическую форму резцов новооткрытых предков (до сих пор клыки и резцы пургаториусов не были известны). Резцы оказались на удивление толстыми, массивными и довольно сильно наклонными вперёд, явно предназначенными для разгрызания чего-то твёрдого. В принципе, для плезиадаписовых, к которым и принадлежат пургаториусы, такое строение не так уж необычно, у более поздних представителей эта особенность была выражена куда сильнее. Но привязка к скелету зауропода навела учёных на интересные мысли. Помогли и новейшие методы анализа микрофоссилий.

Микротомографирование кожных вздутий зауропода показало наличие в них запредельной концентрации грибных спор. Выходит, несчастный динозавр страдал от микоза. Это само по себе тоже не так уж неожиданно: ранее паразитарные заболевания уже были описаны, например, для тираннозавров, щеголявших кровавыми язвами на морде из-за трихомонады Trichomonas gallinae, косящей и ряды современных кур. Но весь комплекс складывается очень уж оригинально.

Китайские палеонтологи, славящиеся смелыми предположениями, рисуют картину так. Пургаториусы жили на опушённых телах огромных зауропод (а кто знает, может быть, и теропод?), выступая, фактически, в роли паразитов. Цепляясь за недоперья на коже динозавров, наши предки развили свои хватательные и лазательные особенности (вот почему новый вид назвали "великостенным" – для крошечных зверьков крутобокие зауроподы были поистине великими стенами). Своими толстыми резцами пургаторисы повреждали кожу ящеров (потому-то они и найдены в местах кожных складок, где кожа была тоньше и уязвимее), занося туда споры грибов и вызывая развитие язв. Ближайшим аналогом (который и навёл исследователей на эти мысли) служат современные игрунки, надгрызающие кору деревьев.  Из коры выделяется смола, которой питаются обезьянки. Пока трудно сказать, что именно ели пургаториусы – саму ли кожу, кровь, аки Дракулы (вот это был бы неожиданный поворот в нашей эволюции!) или выраставшие на ранах грибы. Предварительное флюоресцентное исследование скелетиков пургаториусов не выявило повышение в их брюшной полости концентрации железа (ранее этот метод успешно был использован для доказательства кровососущей сущности китайского же мезозойского клопа Torirostratus pilosus), так что красивая вампирская версия, видимо, должна быть отвергнута, зато указало на повышенную концентрацию спор грибов. Получается, несколько приуплощённые моляры пургаториусов, которые доселе рассматривались как фруктоядная адаптация, на самом деле нужны для разжёвывания грибов?!

Между прочим, меня как минимум раз в неделю кто-то спрашивает о "теории", согласно которой поедание галлюциногенных грибов сыграло особую роль в эволюции наших предков. "Теория", ясно, бредовая, но вот нынче она заиграла новым светом. Оказывается, что хоть и не галлюциногенные, но грибы таки сыграли немалую роль в нашем появлении. Теперь, когда пойдёте в лес по грибы или хотя бы в магазин за вешенками и прочими шампиньонами, вспоминайте про истоки своих вкусов.

Более ясной становится и дальнейшая история. Когда динозавры вымерли, пургаториусы сменили экологическую нишу, причём это не потребовало чересчур больших эволюционных преобразований. Оперённые бока динозавров они сменили на деревья, грибы – на фрукты. Конечно, изменение образа жизни подтолкнуло эволюцию – пургаториусы быстро превратились в своих потомков – и понеслось... Но это уже совсем другая история.

Пока изложенная интерпретация является предварительной гипотезой. Раскопки в Фан-Це-Ча-Ли продолжаются, уже найденные останки изучаются, готовится морфологическое описание нового пургаториуса. Китайские учёные, конечно, ликуют: переходящее знамя "прародины человечества", пусть и в очень широком смысле, уходит в Китай. Однако  если результаты китайских палеонтологов подтвердятся, у их открытия появляется не слишком приглядная сторона. Древнейший предок человека, оказывается, был тем ещё паразитом...

• Pai Dui, Da Mao, Yong Heng. Protoprimate and Dinosaur Skeletons Association in Late Cretaceous of China // Nature China, 2020, https://www.vnature.com/articles/s41586-2020-2078-3.

А какой фурор, по воспоминаниям Тимирязева, про­извели в пятидесятых годах прошлого века лекции-представления заезжего немецкого антрепренера, при помощи волшебного фонаря познакомившего петер­буржцев с космогонической теорией Лапласа и геологи­ческой историей Земли. «Едва ли не в первый раз рус­ская широкая публика, - писал Климент Аркадьевич, - заговорила об юрском море, о лесах каменноугольной формации, об ихтиозаврах и плезиозаврах, причем не обходилось и без неодобрительно покачивавших голо­вою, недоумевавших - "куда же делась духовная цен­зура?"». К естествознанию пока относились с большим недоверием.

Черненко Г.Т., Тимирязев в Петербурге-Петрограде, Л., «Лениздат», 1991 г., с. 18. Предоставлено Викентьевым И.Л.