Новости антропологии
04.04.2023
Автор: А. Соколов

Сталь в бронзовом веке?

Любопытные результаты получены археологами, изучающими конец бронзового и начало железного века на территории Пиренейского полуострова. Объект внимания авторов - каменные стелы, на которых имеются изображения людей и животных, оружия, колесниц.

Стелы из Сьерра-де-ла-Моралеха

Железное долото из Роша-ду-Вижио

Эксперимент по воспроизведению изображений на стелах

Результат экперимента: A – оригинальная стела Capilla I и B - получившееся в эксперименте изображение

Две копии стел, получившиеся в эксперименте

Эти стелы тщательно изучали с точки зрения их типологии и культурных интерпретаций, правда до сих пор нет точных датировок.  По мнению специалистов, стелы созданы в интервале между Х и VI веком до н.э.

Ученые отмечают, что большинство стел выполнено из очень твердых пород камня. Как же удалось получить на них изображения? Вопрос этот почти не изучен, экспериментов проводилось мало. Авторы исследования решили уточнить, из какого материала сделаны стелы, и выяснить, какими инструментами их могли обрабатывать, с учетом известных археологических находок.

30% найденных стел сосредоточено в районе реки Сухар на юго-западе Испании. Многие стелы изготовлены из кварцевого песчаника и кварцита – материала,  крайне трудного для обработки. Поскольку эти породы устойчивы к различным видам эрозии, изображения на них сохранились лучше всего. Две такие стелы, найденные в районе горы Сьерра-де-ла-Моралеха, и были выбраны в качестве образцов для экспериментов: стелы Капилла I и VIII.

Исследователи нашли два плоских куска аналогичной породы с гладкой поверхностью. Из этих валунов были изготовлены для эксперимента копии стел. Но каким инструментом пользовались древние мастера? Исследователи обращают внимание на примечательную находку – железное долото, найденное в Роша-ду-Вижио в Португалии, это в 200 километрах от места, где обнаружены стелы. Датировка находки: конец Х – начало VIII века до н.э.

В публикации приводится подробный анализ состава долота. Неожиданно, в металле обнаружилось высокое содержание углерода, причем разное в разных его частях.  Так что полагают, что несколько разнородных кусков сыродутного железа объединили в одно целое с помощью ковки. По сути, материал инструмента – это настоящая сталь, причем исследователи полагают, что рабочая часть долота была закалена (хотя это только предположение).

Напомню, что при закалке сталь сначала нагревают докрасна, а затем резко охлаждают в воде или масле, после чего твердость материала резко возрастает. Процесс, конечно, более сложный, чем я описал, но суть такова.

Полагали, что закаленная сталь в Иберии появилась только в начале железного века, но видимо, такие технологии использовались и раньше.

Для своих экспериментов ученые сделали три копии такого долота из стали с похожим содержанием углерода. Для сравнения, одно изделие не закаливали, а оставили в «мягком» состоянии.

Для работы таким долотом опытный мастер-реконструктор использовал железный молоток, сопоставимый по характеристикам с бронзовыми молотами древних мастеров. Для получения тонких линий требовалась хорошая точность ударов и очень остро заточенный инструмент.

Авторы сообщают, что в процессе работы лезвие долота приходилось затачивать каждые 5 минут и требовалась повторная закалка инструмента. Попытки работать незакаленным долотом оказались неудачными: оно затуплялось очень быстро.

В целом, с помощью закаленной стали без особых проблем получилось вырезать изображения, подобные рельефам на стелах.

Этого не скажешь об опытах с другими инструментами. Исследователи попробовали сделать такие же изображения с помощью двух типов кварцевых орудий, а также испытали долото из бронзы. В случае инструмента из кварца, след получался очень неравномерным, четкой линии не выходило. Аналогичной неудачей закончились опыты с бронзовым долотом.

Итак, получить ровные, аккуратные линии на стеле из кварцитового песчаника можно только с помощью инструмента из закаленной стали, считают авторы статьи. Именно из такого материала сделано долото в Роша-ду-Вижио.

В конце бронзового века металлургические технологии были развиты уже очень хорошо, кузнецы Пиренейского полуострова умели делать бронзовые изделия высокого качества, знали различные режимы тепловой обработки. Разумеется, они могли применять свои знания к другим материалам, в частности к железу, и быстро оценили качества закаленной стали.

Интересный результат! Меня смущает один момент: почему, испытывая каменные инструменты, исследователи ограничились кварцевыми резцами, и не испробовали кремень? Мы, конечно, не экспериментировали с кварцевым песчаником, но гранит кремневыми орудиями обрабатывается очень даже неплохо.

Я не знаю, насколько полученное нами изображение глаза сопоставимо с рисунками на иберийских стелах. Однако еще в 2009 году археолог Дэнис Стокс проводил в Великобритании аналогичный эксперимент: по его заданию мастер-каменщик вырезал на кварцитовом блоке голову богини – рельеф, аналогичный детали на знаменитом саркофаге Тутанхамона.

Использовались кремневые орудия, и результат, как мне кажется, был посложнее того, что вырезано на стелах из Испании.

Факт, что подобные по сложности изображения в Древнем Египте получали в эпоху, когда ни о какой стали не могло идти и речи.

В средние века специ­альным декретом Венецианской республики запрещались араб­ские цифры и вменялись к употреблению цифры римские. Умевшим делить в столбик числа, записанные римскими циф­рами, даже присваивалась учёная степень - доктор деления.

Бахтияров К.И., Принципы универсального языка, в Cб.: Противоположности и парадоксы (Методологический анализ) / Под ред. И.А. Герасимовой, М., «Канон +»; «Реабилитация», 2008 г., с. 228. Предоставлено Викентьевым И.Л.