Новости антропологии
12.05.2023
Автор: А. Соколов

Древний щенок съел последнего носорога

3 года назад в очень уважаемом журнале «Current Biology» вышла статья международного коллектива авторов, посвященная исследованию ДНК шерстистых носорогов.

Мумия Тумата

Тумат крупным планом

Кусок шкуры из желудка щенка

Шерстистый носорог (реконструкция)

Фрагмент статьи на портале Пульс

Генетическими методами исследователи старались выяснить, что происходило с популяцией рогатиков-волосатиков перед тем, как эти замечательные животные вымерли.

Известно, что шерстистые носороги исчезли примерно 14 тысяч лет назад. А почему исчезли? Как и в случае других представителей мегафауны, ученые рассматривают варианты истребления древними людьми, либо вымирания в результате резких изменений климата. Чтобы понять, как менялась численность популяции, исследователи использовали один полный ядерный геном и 14 митохондриальных ДНК, полученных из древних останков с северо-востока Сибири.

Исследователи получили любопытный результат: после 30 тысяч лет назад – то есть именно тогда, когда в Сибири появляются кроманьонцы-охотники - численность шерстистых носорогов не сокращалась.По крайней мере до 18 500 лет назад у носорогов было всё более-менее стабильно. Что происходило позднее – оценить сложнее, нет данных по ядерной ДНК. Так что возможно, активное истребление человеком – если оно происходило – случилось в последние 4 тысячи лет.

Впрочем, мне кажется, за 4 тысячи лет человеку по плечу истребить кого угодно. Серьезный демографический спад у шерстистых носорогов действительно происходил в это время, это уже не генетические, а палеонтологические данные. Но это же как раз конец ледникового периода, теплело, становилось больше лесов, при этом усиливались снегопады – может всего этого носороги и не выдержали.

Нам сейчас особенно интересна даже не сама статья, а сухая строчка в приложении к ней, в табличке, где перечислены образцы, из которых брали митохондриальную ДНК. В большинстве строк в качестве образца указана «кость», и вдруг: «Мумифицированная ткань». И пояснение: Тумат (содержимое желудка щенка), Якутия.

А теперь история.

В 2011 году на берегу реки у села Тумат сборщики мамонтовых костей обнаружили мумию щенка – вероятно, 3-месячной самки, умершей около 14 тысяч лет назад.  Хорошая сохранность: уцелели внутренние органы, включая сердце, легкие и желудок. Полагают, что щенок погиб в результате оползня.

Но самое интересное вот что. В желудке щенка российские ученые обнаружили покрытый волосами кусок чьей-то шкуры. Об этом рассказывает в интервью CNN генетик Люве ДАлен из шведского Центра палеогенетики. Сначала, увидев тонкую желтоватую шерсть, исследователи решили, что шкура принадлежала пещерному льву. Но проведенное в Швеции генетическое исследование дало другую картину: митохондриальная ДНК из образца почти идеально совпала с ДНК шерстистого носорога. Это был неслыханный результат! Впервые в желудке ископаемого плотоядного найдена шкура другого животного, вид которого удалось точно установить.

На всякий случай, шкуру датировали радиоуглеродом. Получился примерный возраст 14 400 лет. Вспомним, что 14 тысяч лет шерстистые носороги вымерли. Так что бедный щенок, сам того не ведая, съел кусочек одного из последних северных гигантов. Судя по всему, детёныш умер вскоре после этого события, поскольку шкура почти не переварена. Ситуацию можно представить по-разному. Может, древние охотники убили носорога, а собакам достались объедки? Или волки накормили детенышей остатками своей охоты? Или они наткнулись на тушу уже мёртвого животного и поживились его плотью?

Как бы то ни было, митохондриальный геном носорога из щенячьего желудка оказался качественным, и ученые включили его в своё исследование.

Маленький штрих на тему российского пересказа научных новостей: в публикации на портале “Пульс” генетик Люве (Love) DaleДален стал профессором... Люблю Далену.

- Эх, хотя бы один патрон! Уж я бы не промахнулся в эту раскрашенную обезьяну.

- Я прощаю бледнолицему его слова. Он мог не знать о сэре Чарльзе Дарвине и о том, что обезьяна - наш общий предок...

Фильм "Человек с бульвара Капуцинов". Цитата предоставлена Дмитрием Виноградовым.