English Deutsch
Новости
Словарь антрополога

Биогенетический закон

(от греч. bios жизнь и genesis происхождение) - 1) в биологии соотношение, установленное в работах Ф. Мюллера, Э. Геккеля и К. Бэра (приоритет авторства открытия не вполне ясен), между индивидуальным развитием организма и историческим развитием, согласно которому онтогенез является кратким повторением (рекапитуляцией) важнейших этапов эволюции группы, к которой эта особь относится. В нашем учебнике речь идет именно об этом законе.

2) независимо идея возникла в психологии, как параллелизм между развитием психики ребенка и развитием человеческого рода (работы И. Гербарта, Т. Циллера и др.). Теория рекапитуляции Г. Холла и его последователей использовала прямую аналогию с законом Э. Геккеля и рассматривала развитие ребенка как обусловленный наследственными причинами процесс, течение которого определено основной линией эволюционного развития; важнейшие стадии автоматически воспроизводятся в строго закономерной последовательности. Теория Э. Торндайка объясняла наличие аналогии между развитием индивида и рода действием одинаковых движущих сил - случайных вариаций и целесообразного отбора. Воспроизведение полезных свойств происходит в онтогенезе в последовательности, регулируемой требованиями приспособления к среде. Теория Э. Клапареда, К. Коффки, П. Блонского (теория соответствия) объясняла параллелизм онто- и филогенеза общей логикой процесса развития - от примитивных и обобщенных форм к сложным и дифференцированным. Эволюционный подход к развитию ребенка привел к накоплению большого фактического материала по этой проблеме (атавизмы, эволюционные и культурно-исторические параллели). Однако попытки строго научными методами обосновать справедливость закона в психологии не дают убедительных доказательств в его пользу.

21 октября - Ученые Против Мифов в Москве

Интересно

Если бы мы происходили от обезьян, то нас теперь водили бы по городам  Цыганы на  показ и мы платили бы деньги за показ друг  друга, танцуя по приказу Цыгана или  сидя  за решеткой в зверинце. Разве мы покрыты кругом шерстью? Разве мы не носим одеяний, коих  лишены обезьяны?  Разве  мы любили бы и  не презирали бы женщину, если бы  от нее хоть немножко пахло бы обезьяной, которую мы каждый  вторник видим  у Предводителя Дворянства?

Антон Павлович Чехов. Письмо к ученому соседу

Catalog gominid Antropogenez.RU