Словарь антрополога

Ледниковый период

Период глобального похолодания климата, длящийся в течении геологически длительного периода времени.

Наиболее известен последний ледниковый период, но сейчас известно не меньше сотни отдельных эпизодов значительного похолодания на планете, чередовавшихся с периодами потепления. Во время ледниковых периодов климат становился холодным и сухим, с севера наступали ледники, Антарктида увеличивалась, а тропические зоны резко сокращались. Существовала характерная ледниковая или мамонтовая фауна, остатки которой - северные олени, лемминги, овцебыки - сохранились сейчас в тундровых условиях. Суровые условия ледниковых периодов, видимо, сыграли значительную роль в становлении человека, хотя нельзя забывать, что огромная, если не основная часть населения в древности всегда жила в тропических и субтропических условиях. Обычно под термином "ледниковый период" понимают последнее оледенение - вюрмское, когда в Европе вымерли неандертальцы и появились кроманьонцы.

Австралийский абориген о поисках нефти на его земле:

Геологам так и не удалось найти нефть. На глуби­не около трех тысяч футов они встретили очень крепкие породы — бурение пришлось прекратить. И напрасно геологи пытались бурить в Бугаргане, на том самом месте, где Тувату, змей-Радуга, ушел в землю. Старики-то уверены, что бур просто наткнулся на кости Тувату, а их ничем не пробить.

Дик Рафси. Луна и радуга. Издательство «Наука». Москва, 1978 г., с. 13.